Под техникой понимается система созданных средств и орудийпроизводства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществлениятрудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековойопыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижениячеловеческой культуры. В формах и функциях технических средств своеобразноотразились формы и способы воздействия человека на природу. Техника как«производительные органы общественного человека» есть результатчеловеческого труда и развития знания и одновременно их средство. Цель и функция техники — преобразовывать природу и мир человекав соответствие с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний. Техника не есть цель сама по себе. Она имеет ценность толькокак средство. Конечно, можно рассматривать технику как самостоятельный феномен,но эта самостоятельность относительна: техника органически вписана в контекстсоциального бытия и сознания, составляя основу цивилизации, она находитсяв потоке текущего исторического времени и постоянно прогрессирует. Человек всегда был связан с техникой; он производит и используетили потребляет продукты техники. Но в то же время и сам человек — продуктсвоей технической деятельности. Исторический процесс развития техники включает три основныхэтапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Техника в своем развитиисейчас, пожалуй, начинает приближаться к человеческому уровню, двигаясьот аналогии с физическим трудом него организацией к аналогиям с ментальнымисвойствами человека. Пока мы достигли зоологической стадии техники, котораядействительно значительно разработана. Чем менее материальной, физической или наглядной являетсятехническая имитация человека, тем сложнее овладеть техникой и контролироватьее. Философское осмысление техники как таковой началось с серединыXIX века. Роль производственной техники рассматривалось К. Марксом. Цель— объяснить,- дз что смысл орудий труда, заключается вы том, что люди вних проектировали сами себя. Постепенно в работах о технике определились два направления:
- инженерная философия техники;
- гуманитарная философия техники.
Первая рассматривает развитие техники изнутри — анализируетприроду технического творчества, сущность техники, тенденции ее развития.Техника представляет как способ бытия человека в этом мире. Ф. Десауэр рассматривалтехническое творчество как сопричастное божественному творению и продолжающееего. Вторая, анализирует положение техники в целом в жизни общества,влияние ее на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техникаподвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентацииограничены, так как они ориентированны на приспособление к нуждам и целямчеловека, техника часто изображается, как демоническая сила порабощающаячеловека и как средство способное и уничтожить человечество. Это противостояниеимеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива. Одной из важнейших проблем, которой занимается философиятехники, является проблема и концепция человека, создающего и использующеготехнику. Особенность этой проблемы в настоящее время связана с выросшейдо беспредельности технологической мощью, имеющейся в распоряжении человека.При этом число людей, которых затрагивают технические мероприятия или ихпобочные эффекты, увеличилось до громадной величины. Затронутые этими воздействиямилюди уже более не находятся в непосредственной связи с теми, кто производитданные воздействия. Далее, природные системы сами становятся предметом человеческойдеятельности. Человек своим вмешательством может их постоянно нарушать идаже разрушать. Несомненно, это абсолютно новая ситуация: никогда преждечеловек не обладал такой мощью, чтобы быть в состоянии уничтожить жизньв частичной экологической системе и даже в глобальном масштабе или решающимобразом довести ее до вырождения.