В современном философском языке понятия «культура»и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных.Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание,обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах егоупотребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработкапочвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация»(лат. civilis — гражданки, государственный) появилось во французском языкев рамках теории прогресса в XVIII в. С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущностьсамого человека деятельного подхода культура рассматривается как:
- Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности,представленный в продуктах материального и духовного труда, в системесоциальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношенийлюдей к природе, между собой и к самим себе;
- качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельностина различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох,формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная,латиноамериканская, русская культура и т.д.);
- особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретныхсферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая,политическая культура).
Цивилизация может быть определена как собственно социальнаяорганизация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основевоспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Современная цивилизация выступает как общество, основанноена идеалах «разума», «справедливости», «уваженияправ человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающихбезопасность и комфорт в жизни человека. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованныйчеловек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет,при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом.Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущностьи субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественнойценности человека, а также в обретении им способности це-леполагания. Высшаяступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральномсовершенстве человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственномузакону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению. Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерноразведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставатьсясимволом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинствеслучаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную. Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, ихнельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетическицивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некоторомроде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себяв эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политическихструктурах. Другими словами, цивилизация выступает как отчужденная в институциональных,общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий,избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизнина заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства,постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимыйпризнак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяютобеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получаеткуда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействияна природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическомубытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоитей.