Аберрация — (лат. aberratio уклонение),отклонение от нормы. Абсолют — (от лат. absolutus — безусловный — неограниченный)— безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношенийи условий (бог, Абсолютная личность — в теизме. Единое — в неоплатонизмеи т. п.). Вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух. идея,божество). Абсолютный дух — в философскойсистеме Гегеля — заключительное звено развития духа, реализующее самосознаниеабсолютной идеи. Пройдя этапы субьективного духа и объективного духа, духвосходит к абсолютному знанию. Абстрактное — в диалектическойтрадиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонностьзнания. Связывалось Гегелем с рассудочностью мышления. Аксиология — философское учениео природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (тоесть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурнымифакторами) и о структуре личности. Амбивалентность—двойственность,противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и томуже объекту. Антагонизм — одна из форм противоречий,характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций. Антиномия — противоречие междудвумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованными. как правило, логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы(теории). Антропология (философская) —учение о человеке, его сущности и природе. Антропософы — последователи антропософии— религиозно-оккультного учения о человеке, созданного в начале XX векав России Штейнером и его адептами. Апокатастас — возвращение вещейв своем былом обличий и состоянии. Апофагпичвский — относящийсяк апофатическому богословию, которое базируется на отрицательных утвержденияхо Боге, как не имеющем атрибутов, не подлежащем определению, поскольку Оннаходится вне бытия и качественности. Апперцепция — результат жизненногоопыта индивида, обеспечивающий выделение гипотез об особенностях воспринимаемогообъекта, ею осмысленное восприятие. Априорный — не опирающийся назнание фактов, чисто умозрительный. Априорное утверждение Архетип — беспрецедентная, бессознательная,предшествующая форма, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемойструктуры психэ (души), и вследствие этого способна спонтанно проявлятьсебя везде и в любое время. Аскетизм - термин, обозначающийпризнание и исполнение — аскезу — предписаний, имеющих целью достижениедуховно-нравственного совершенства при помощи подавления телесно-чувственныхвлечений и желаний и сосредоточенности человека исключительно только нажизни духа. Эти предписания включают в себя существование в бедности, половоевоздержание, терпение, отрешенность от суеты мира и т.п. Атеизм — исторически разнообразныеформы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждениесамоценности бытия мира и человека. Аутентичный — подлинный, исходящийиз первоисточника. Бессмертие — существование личностиили души после смерти; в более широком смысле — слияние души с Богом илис «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознаниипотомков. Бессознательное — совокупностьпсихических процессов, не представленных в сознании субьекта. В ряде психологическихтеорий — особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В«философии бессознательного» Э. Гартмана Бессознательное — универсальнаяоснова бытия. Благо — то, что заключает в себеопределенный положительный смысл. «Высшее Благо» (термин введенАристотелем, лат. summum bonum) — то, в зависимости от чего в философскихучениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство,«эвдемония» в древнегреческой этике, Единое — у Платона и внеоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие Благовытесняется понятием ценности. В более узком смысле Благо в этике — синонимдобра. Богоискательство — религиозно-философскоетечение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосференазревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкоераспространение после поражения революции 1905-1907 гг. Предлагалось перестроитьсовременные формы гражданского быта и человеческого существования на основеобновленного христианства. (Представители: Бердяев Н.А, Булгаков С.Н., МережковскийД.С., Гиппиус З.Н., Минский Н.) Бытие — философская категория, обозначающаяреальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметномумиру, Бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическаяприрода, биосфера, общественное Бытие, объективно-идеальное Бытие (ценностикультуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), Бытиеличности. Вера — принятие чего — либо за истину, не нуждающееся в необходимомполном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и,следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. Верификация — в обычном словоупотреблении— доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логикеи методологии науки: процесс установления истинности научных утвержденийэмпирическими методами проверки. Вещь в себе — философское понятие,означающее вещи, как они существуют сами по себе («в себе), в отличиеот того, как они являются «для нас» в познании; одно из центральныхпонятий «Критики чистого разума» И. Канта. Власть — в общем смысле, способностьи возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействиена деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета,права, насилия. Воля — стремление и способностьосуществлять свои желания, достигать поставленных целей; либо власть, возможностьраспоряжаться. В метафизике и оккультной философии. Воля есть то, что руководитпроявленными вселенными в вечности, Воля есть единый и единственный принципабстрактного вечного Движения, или его воодушевляющая сущность. «Вопяесть первая из всех сил», говорит Ван Гельмонт, «... Воля естьатрибут всех духовных существ и выражает себя в них тем экгивнее, чем большеони освободились от материи.» Герменевтика — (от греч. hemieneutikos— разъясняющий — истолковывающий), искусство толкования текстов (классическойдревности, Библии и т. п.). учение о принципах их интерпретации; экзегетика.В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. — учение о «понимании»(целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарныхнаук (в отличие от «объяснения» в естественных науках). Героизм, героическое — совершениевыдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересамнародных масс, передовых слоев населения и требующих от человека личногомужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. С древних времен людиотказывали в героизме тем необыкновенным и ярким действиям, которые не отвечалиинтересам народа, общественным идеалам. Гносеология — раздел философии,учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания,отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности,исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверностии истинности. Гностицизм — (от греч. gnostikos— знающий) — философское учение, признающее возможность познания объективногомира и его закономерностей; религиозное дуалистическое учение поздней античности(1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н.иудеохристиэнекий Гностицизм), популярной греческой философии и восточныхрелигий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное»знание о боге и конечных тайнах мироздания. Государство — основной институтполип ической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрануего экономических и социальных структур, подавление социальны) противников.Обладав монополией на принуждение в рамках определенной территории, правомна осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики,исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всегс населения,правом взимания налогов и сборов. Гражданское общество —
- необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный направе и демократии; (общественное устройство, при котором человеку гарантируетсясвободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаютсяправа человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданскоеобщество контролирует государство, которое служит обществу;
- мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такиеформы государственной организации, при которой внутренние интересы членовобщества подменяются интересами государственного аппарата.
Гуманизм — исторически изменяющаясясистема воззрения, признающая ценность человека как личности, его правона свободу, счастье, развитие и проявление сьоих.слособностей, считающаяблаго человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства,справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. Движение — способ существованияматерии, в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие обьектов.Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывностии непрерывности, абсолютною и относительного. Дедукция — (от лат. deductio— выведение) — вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение),звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы,имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствияиз посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны,то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства. Деизм — религиозно-философскоевоззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либоучастия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Детерминизм — философское учение об объективной закономернойвзаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реальногомира. Дефиниция — определение. Деятельность — способ воспроизводствасоциальных процессов, самореализации человека, его связей с ошужающим миром. Диалектика — учение о наиболееобщих эщономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанныйна этом учении метод мышления. В результате внутренних противоречий появляетсяновое. Закон перехода количествен-ных изменений в качественные. Диалог — (dialogue, от греч.dialogos) — разговор между Двумя или несколькими лицами; философский термин,используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначенияособого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияниеличностей участников коммуникации. Дивергентный — расходящийся вразные стороны. Добро — основная моральная ценность,нравственная ценность сама по себе. Долг — это категория этики, вкоторой выражается нравственная задача отдельного индивида, группы лиц.класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящихсядля них внутренне принимаемым обязательством. Дуализм — (от лат. dualis — двойственный)— философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал —духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введенX. Вольфом. Один из крупнейших представителей — Р. Декарт. Дух — свободен от конкретныхвоплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит залюбые границы, поэтому он способен доходить до вершин мироздания. Душа — понятие, выражающее историческиизменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходитк древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного(иногда и растения) и покидающей его во время сна или а случае смерти (ср.учение о переселении душ — метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса(гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платан, неоплатонизм).У Аристотеля Душа — актив-i нов целесообразное начало («форма»)живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях Душа человека— созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Евразийство — идейно-политическоеи философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Историофилософскаяи геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов,во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы Россиии Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединныйматерик между Азией и Европой и особый тип культуры. Жизнь — одна из форм существованияматерии, способная к развитию (эволюции). В метафизическом смысле — основноймотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека; жизненнаясудьба вообще. Западничество — В России в середине19 в.: общественное течение, представители которого, принадлежа к разнымполитическим направлениям, признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейскийкапиталистический путь развития приемлемым для России. Представители: П.В.Анненков. В.П. Боткин, Т.Н. Граневский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. И.С.Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н.Чичерин 3ло — противоположность добра.То, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечива-ющеенекоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию. Знак — материальный, чувственновоспринимаемый пред мет (явление, действие), который выступает как представительдругого предмета, свойства или отношения. Знаки бывают языковыми и неязыковыми.Представление, возникающее в сознании благодаря знаку, есть значение знака;представление, слившееся со своим значением в некое внутреннее единство,есть символ. Важнейший знак для человека — явление. Идеал — (греч. idea — идея, понятие,представление) — совершенство, совершенный образец чего-то, высшая цельстремлений, деятельности. Идеализм --- направление в философии;считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю — вторичными. Идентификация — (отождествление)бессознательный процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает ичувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует.Играет важнейшую роль в формировании личности. Идеология — (греч. idea — понятие,представление + логия) — система идей, взглядов, нравственных, эстетических,в которых осознаются и оцениваются отношения людей к дейсгвительности, выражаютсяинтересы соц. групп. Имманентный — внутренне присущеетому или иному предмету, явлению или процессу свойство. Индивид — (от лат. individuum— неделимое) — единичное как противоположность совокупности, массе; отдельноеживое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, труппы, коллектива.В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным,именем. Индивидуализм — тип мировоззрения,сутью которого является, в конечном счете, абсолютизация позиции отдельногоиндивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенномусоциальному строю, а обществу вообще, миру в целом. Индустриальное общество — общество,основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующеесоответствующее модели рынка, потребителя, социальной организации, наукии культуры. Ориентация людей на постоянный рост обьема производства, потребления,знания. Идея роста и прогресса — «ядро» индустриального мифаили идеологии. Экстенсивное развитие производства, «механизация»общественных связей, отношений человека с природой. Интеллигибельный — философскийтермин, обозначающий объект, постигаемый только умом и недоступный чувственномупознанию. Интенция — намерение, цель, направлениеи направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Интерпретация — (interpretation,от лат. inlerpretatio — посредничество) — разъяснение, истолкование, раскрытиесмысла, значения чего-либо (напр. той или иной акции, решений, действийвластей, а также положений и норм различных видов права, статей законов,кодексов, указов и т.д.). Императив (от лат. imperativus— повелительный) — требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критикепрактического разума» — общезначимое нравственное предписание, в противоположностьличному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь приопределенных условиях, категорический императив — безусловный принцип поведения. Истина — соответствие высказыванияреальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадениечеловеческой мысли и объекта. Категорический императив — центральноепонятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правилоповедения всех людей. Требует поступать всегда в соответтвии с принципом,который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относитьсяко всякому человеку как к цели, а не как к средству. Конфликт — (лат. conflictus —столкновение) — столкновение противоп. интересов, взглядов или мнений. Космизм — совокупность течений философской и религиозноймысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединствавсего живого, волю к мистико-интуи-тивному познанию внеземных пространств. Культура — форма деятельностилюдей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемыев эту деятельность её продукты и результаты. Либерализм — идейное и общественно-политическоетечение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принципгражданских, политических, экономических свобод. Истоки Либерализма — вконцепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др.. направленныхпротив абсолютизма и феодальной регламентации. Либидо — преимущественно бессознательныесексуальные влечения, вообще стремления, желания, склонности. К.Г. Юнг вполемике с 3. Фрейдом расширяет его до понятия психической энергии вообще,своего рода метафизического принципа психики. Личность — индивидуальныйчеловек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также— своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремленийи т.д. Логика — (от греч. logos — слово,понятие, рассуждение, разум) — наука о законах и операциях правильного мышления,наука о способах доказательств и опровержений. Основателем логики считаетсяАристотель. Максима — ( лат. maxima (regula,sententia) — основное правило, принцип) — краткое изречение, вид афоризманравственного, этического характера; правило поведение принцип, которымчеловек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в констатирующейили наставительной форме. Материализм — это одно из направленийв философии, которое исходит из того, что
- мир — по природе своей материален,
- материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания;материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично,производно;
- мир и его закономерности вполне познаваемы.
Материя — (латинское materia).вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие от формы). Понятиематерии как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философиив учениях Платона и Аристотеля, при этом Материя понималась как чистая потенция.Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной субстанции, обладающейпространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма17-18 вв. Материя — центральная категория , диалектического материализма. Мессианизм — религиозная верав пришествие Мессии (спаситель, который должен явиться с неба для установления«царства божия»). Метафизический — относящийсяк метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом, трансцендентный;по Канту, рассмотрение метафизично, если оно «содержит то, что изображаетпонятие, данное априори». Метод — (от греч. methodos —путь исследования — теория, учение), способ достижения какой-либо цели,решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практическогоили теоретического освоения (познания) действительности. В (философии Метод— способ построения и обоснования системы философского знания. Методология — (от метод и ...логия)— учение о структуре, (логической организации, методах и средствах деятельности;Meтодология науки — учение о принципах построения, формах и способах научногопознания. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принцилов,определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека ивместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мистицизм — пристрастие к мистическому,склонность к неопределенному. неточному мышлению, в тех случаях, когда речьидет о вещах нематериальных. Мифология (от греч. mylhologiaот греч. mytnos — предание + logos— учение) изображение природы, всего миракак населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастическойпрактикой.Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерныйдля ранних стадий общественного развития. Монада — (от греч. топаз — род.п. топ ados — единица, единое), понятие, обозначающее в различных философскихучениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое внеоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активнаясубстанция в монадологии Г.В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др.монаду и весь мир. Мораль — (от лат. moralis — нравственный)совокупность ограничений и претензий людей в системе соц. взаимодействия,взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах соц. обмена, принимаемыхи выполняемых людьми добровольно, без законодательного принуждения; однаиз основных форм общественкого сознания, достижение гуманистической культурычеловека. Народничество — идеология и движениеразночинной интеплигенции, отражало антифеодальные интересы крестьянства,выступало одновременно и против пережитков крепостничества, и против буржуазногоразвития страны. Наука — сфера человеческой деятельности,функция которой — выработка и теоретическая систематизация бъективных знанийо действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельностьпо получению знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основенаучной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Натурфилософия — (от лат. natura— природа) — фил. природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемойв ее последовательности. Возникла в Древней Греции в досократовский период(милетская школа) и явилась по существу первой ист. формой фил. Неофит — новообращенный в какую-либорелигию; новый сторонник какого-либо учения. Нигилизм — позиция абсолютногоотрицания. Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины.По Ницше — это явление, связанное с переоценкой высших ценнстей. Ничто — отсутствие или даже небытиечего-либо, выражавшее в языке при помощи отрицания. Это отрицание можетиметь лишь относительный смысл, означая отсутствие свойств, состояний. процессовв определенном нечто, или абсолютный. Ноосфера — сфера взаимодействияприроды и общества, в которой человеческая деятельность становится главнымопределяющим фактором развития. Норма — предписание, образецповедения или действия, заключения о чем-либо или мера оценки. Обскурантизм — крайне враждебноеотношение к просве-дению и науке, мракобесие. Общественный договор — философскаяи юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной властисоглашением между людьми. Общество — совокупность людей,объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействияв целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостьюи целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм,определяющих их поведение. Объект — (от лат. objectum —предмет) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической ипознавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект. Онтология — раздел философии,учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, егоструктура и закономерности. Отчуждение — процесс превращенияразличных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельнуюсипу, господствующую над ним и враждебную ему. Парадигма — (от грен, paradeigma— пример — образец) — (исходная концептуальная схема, модель постановкипроблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение (определенногоисторического периода в научном сообществе, система основных науч. достижений(теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практикаученых в конкретной области знаний в данный период. Смена парадигм представляетсобой научную революцию. Парадокс — (от греч. paradoxes— неожиданный — странный) — неожиданное, непривычное, расходящееся с традициейутверждение, рассуждение или вывод. В логике — противоречие, полу-(ченноев результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимнопротиворечащим заключениям. Патристика — философия и теологияотцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века.Отцы церкви пытались согласовать Священное писание и языческие тексты античныхфилософов. Плюрализм — (от лат. pluralis— множественный) — философское учение, согласно которому существует несколько(или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «Плюрализм»введен X, Вольфом (1712). Пограничные ситуации — ситуации,в которых человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное. Пограничные(ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии.Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающимисявосстановлением нашего самобытия (самосознания). Познание — процесс полученияи обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов,концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентациив окружающем мире. Постмодернизм — явление, характерноев последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критикепринципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизическогомышления. Право — система общеобязательныхсоциальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощьюэтих норм и охраняемых им; включает также права, свободы и обязанности человекаи гражданина, определяющие правовой статус личности. Прагматизм — (от греч. pragma— род. п. pragmatos — дело, действие), философское учение, трактующее философиюкак общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различныхжизненных ситуациях. Объекы знания, с точки зрения прагматизма, формируютсяпознавательными усилиями в ходе решения практических задач. Прогресс — тип, направление развития,характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенногок более совершенному. Просвещение — политическая идеология,философия и культура эпохи крушения феодального и утверждения буржуазногостроя. Рационализм - философское направление,признающее разум основой познания и поведения людей. Рациональное — соответствующеезаконам разума, т. е. законам логики, и соответствующее принятым каким-либосообществом правилам. Религия — (religion, от пат.religio — благочестие, культ, святыня) — весьма влиятельное миропониманиеи мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия(культ), основанные на вере в существование бога (богов), сверхъестественного. Релятивизм — методологическийпринцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительностии условности наших знаний. Рефлексия — (от позднелат. reflexio— обращение назад) — размышление, самонаблюдение, самопознание. Форма теоретическойдеятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действийи их законов. Ригоризм — (от лат. rigor — твердость,строгость), строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведениии мысли, исключающее какие-либо компромиссы, учет других принципов, отличныхот исходного, и т.п. Сакральный — (от латинского sacralis— священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся кбожественному, религиозному, связанных с ними, а отличие от светского, мирского,профанного. Свобода — способность человекак активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниямии интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.(Семантика — (от греч, semantikos — обозначающий) — значения единиц языка,раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов.. Сентенция — (лат. sententia —мысль — изречение, приговор) изречение нравоучительною характера. Славянофильство — в России всередине 19в.: идейуо-политическое течение, представители которого противопоставлялиисторический путь развития России развитию стран Западной Европы и идеализировалипатриархальные черты русского быта и культуры. Смерть — прекращение жизнедеятельностиорганизма, тело которого после этого подвержено действию только законовнеорганической природы. Смысл — идеальное содержание,идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (Смыслжизни, Смысл истории и т. д.). Сознание — человеческая способностьидеального воспроизведвния действительности в мышлении, высшая форма психическогоотражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью,идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах:индивидуальной (личной) и общественной. София — в русской религиознойфилософии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключенывсе мировые идеи и которая носит в своём сердце всю природу и одновременноявляется идеей самого человечества. Олицетворяет женственное в Боге и являетсясимволом тайны мира. Справедливость — категория морально-правовогои социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с историческименяющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Субстанция — (лат. substantia— сущность; то — что лежит в основе), объективная реальность; материя вединстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существуетсамо по себе, не зависит ни от чего другого. Субстрат — общая основа всехпроцессов и явлений. Субъект — (от лат. subjectus— лежащий внизу — находящийся в основе), носитель предметно-практическойдеятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности,направленной на обьект. Судьба — в обыденном сознаниинеразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античностивыступала как слепая, безличная справедливость, как удача и случайность,как всеохватывающая непреложная предопределенность. Вера в судьбу частосвязывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы верув божественное провидение. В конце 19 в. понятие судьбы получило распространениев философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненныйпуть, стечение обстоятельств. Схоластика — (от греч. scnolastikos— школьный — ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединениемтеологодогмэтических предпосылок с рационалистической методикой и интересомк формально-логическим проблемам. Так нередко называли знание, оторванноеот реальной жизни. Сциентизм — (от лат. scientia— наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизниобщества; в качестве образца берутся естественные науки, математика. Творчество— деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью,оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Теизм — (от греч. theos — бог)— религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютнойличности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем.Признание потусторонности Бога отличает Теизм от панТеизма, признание непрерывнойактивности Бога — от деизма. Телеология — (от греч. telos— род. п. teleos — цель и ...логия), философское учение, приписывающее процессами явлениям природы цели (целесообразность), которые или устанавливаютсяБогом, или являются внутренними причинами природы. Теократия — (от греч. theos —боги ...кратия) — форма правления, при которой глава государства (обычномонархического) является одновременно его религиозным главой. Теология — (от-греч. theos —Бог и ...логия) (богословие) — совокупность религиозных, доктрин и ученийо сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающегочеловеку знание о себе в откровении. Теоцентризм — идея, по которойосновой мироздания является Бог. Все поступки человека имеют смысл тогдаи только тогда, когда они связаны с Богом. Толерантность — (лат. tolerantia—терпение)— терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению,обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов,неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека. Традиция — (от лат. traditio— передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиесяот поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальныхгруппах в течение длительного времени. Трансцендентальный — (от лат.transcendens — род. п. transcendents — выходящий за пределы), в схоластике— предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). Вфилософии Канта — априорные формы познания, организующие опытные данные. Трансцендентный — запредельныйпо отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом. Утопия — изображение идеальногообщественного строя, лишенного научного обоснования. Утилитаризм — (от лат. utilitas — польза — выгода) — принципоценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служитьсредством для достижения какой-либо цели. Фальсификация — (позднелат. falsificatio— от falsifico — подделываю) — преднамеренное искажение каких-либо данных. Фатализм — мировоззрение, рассматривающеекаждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализациюизначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Феминизм — комплекс социально-философских,социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующихположение женщины в обществе. Философия — (от фил... и греч.sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, системаидей, взглядов на мир и на место в нем человека. Фрейдизм — общее обозначениефилософско-антролологической и психологической концепции 3. Фрейда и всейсовокупности, развившихся на ее основе учений и школ. Исходя из учения Фрейдао бессознательном, Фрейдизм стремится свести формы кульpы и социальной жизник проявлениям первичных влечений. Ценность — положительная илиотрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальнойгруппы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе;критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципахи нормах, идеалах, установках, целях. Цивилизация — (civilization,от лат. civilis — гражданский) — высокая ступень, уровень общественногоразвития, материальной и духовной культуры; синоним культуры; совокупностьдостижений общественного прогресса; общество. Экстраполяция — распространениевыводов относительно одной части какого-либо явления на другую часть, наявление в целом, на будущее и т.п. Эмпиризм — направление в теориипознания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, чтосодержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта,либо сведено к нему. Эндогамия — заключение браковвнутри определенного этноса. Этнос — (от греч. etnos — народ)— исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальнаяобщность людей, объединенных общностью языка, своеобразия культуры, быта,традиций, обычаев, самосознания. Явление — (от греч. ptiainomenon— являющееся) — событие, случай, факт, все, что в жизни имеет место и вчем обнаруживается, сказывается сущность, все, что вопринимается чувствами.