Проблема познавательной деятельности человека занимает одноиз очень важных мест в общей структуре философского знания. Сущность человеказаключается в постоянном удовлетворении информационной, познавательной потребности,а она лежит в основе определения человеком смысла своей жизни. Понятие «познание» весьма близко по смыслу кпонятию «сознание». По своему содержанию эти понятия могут бытьпризнаны тождественными в силу единого корня в названии этих понятий — «знание»,поэтому нельзя познавать не осознавая, что именно познается. В то же времянельзя что-либо сознавать, не познавая при этом окружающий человека мир.Вместе с тем, оба эти понятия несут разную функциональную нагрузку, таккак сознание — это есть функционирование знаний человека о действительности,а познание — это приобретение, умножение и развитие приобретенных знаний.Таким образом познание представляет собой процесс, в котором взаимодействуютдве стороны: субьект и объект познания. Субъект познания — это человек, который обладает познавательнымивозможностями и занимающийся познавательной деятельностью. Объект познания— это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Она направленакак на внешний, так и на внутренний мир человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуетсявнешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира и субъект познавательнойдеятельности — человек. Результаты остаются в познании конкретного человекаи передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг,рисунков и т.д. Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания,а изучают его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежитфилософии. Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерностии проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией. Процесспознания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познанияк объективной реальности. Философская теория познания опирается на специальноенаучное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическоеи т.д В философии сложились две точки зрения не процесс познания— гностицизм и агностицизм. По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем,а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят ввозможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира.Теорию агностицизма выдвинул И.Кант — согласно ей, человек обладает ограниченнойпознавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познаниепроцессом, в результате которого материя через свою отражательную способность— сознание — изучает саму себя. Идеалисты утверждают, что познание — самостоятельнаядеятельность идеального разума. Основной формой познания и критерием истины при познанииявляется практика. Практика — конкретная деятельность людей по преобразованиюокружающего мира и самого человека. К видам практики относятся материальноепроизводство, управленческая деятельность и научный эксперимент.