Само слово «схоластика» было изобретено гуманистическимиписателями, стремившимися дискредитировать идеи средневекового периода,чтобы придать еще большую привлекательность своему обращению к классическомупериоду. Гуманисты мало интересовались различиями между разнообразными типами«схоластики»— такими, как томизм и скотизм (две крупные схоластическиешколы, названные, соответственно, по имени Фомы Аквинского и Дунса Скота).Таким образом, слово «схоластика» является одновременно уничижительными неточным, однако историк не может избежать его использования. Термин «схоластика» относится не к конкретнойсистеме взглядов, а к конкретному способу организации богословия — высокоразвитомуметоду представления материала, делающему тонкие различия и пытающемусядостичь исчерпывающего взгляда на богословие. Становится понятным, почему,сточки зрения гуманистических критиков, схоластика выродилась в не болеечем логическое педантство. Влияние схоластики сильнее всего ощущалось в средневековыхуниверситетах. В отличие от гуманизма XV века, который процветал в университетахи пользовался огромным влиянием в обществе, схоластика имела очень ограниченнуюсферу влияния. Хотя схоластика как академическая сила находилась в упадке,остается признанным фактом, что богословская программа Мартина Лютера былареакцией на схоластическое богословие. В то время как схоластика представляласобой ничтожную интеллектуальную силу в Швейцарии, она была еще очень сильнав Германии, в частности, в Эрфуртском университете, где получил свое образованиеЛютер. Ранняя деятельность Лютера как богословского реформатора проходилав университетском контексте, в борьбе с академическими оппонентами. Какмы уже видели, швейцарские реформаторы были гуманистами, стремившимися реформироватьжизнь и нравы современной им Церкви, которым не нужно было обращать вниманиена схоластику. Лютер же был вынужден вступить в диалог с крупнейшей интеллектуальнойсилой своего времени — со схоластикой. Швейцарские реформаторы могли позволитьсебе смеяться над схоластикой, поскольку она не представляла для них угрозы. В ранний схоластический период (ок.1200 — ок. 1350) преобладалреализм, в то время как в более поздний период доминировал номинализм. Различиемежду этими двумя системами можно свести к следующему. Рассмотрим два белыхкамня. Реализм утверждает, что существует универсальная концепция «белизны»,которую воплощают эти два камня. Эти два конкретных белых камня обладаютуниверсальной характеристикой «белизны». Хотя белые камни существуютв пространстве и времени, универсалия «белизна» не имеет этихограничений. Номинализм, однако, утверждает, что универсальная концепция«белизны» не нужна, и вместо этого призывает нас сосредоточитьсяна конфетных вещах. С точки зрения номинализма, существуют эти два камня,и нет нужды начинать разговор об «универсальной концепции белизны».