В основе средневекового человекознания лежали религиозные(теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего.Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первыелюди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотелистать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этомзаключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос,но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодноеповедение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущностии существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношенииградов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций,Эриугена, Альберт Великий и др.). На вершине средневекового интеллектуального мышления стоитФома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины,которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трехлицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует,что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различиеистин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии. Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом«из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство,обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже твореньеБожье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными)и ангелами. В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру труднопереоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля,гармонизировав соотношение веры и знания. В его концепции они не противостоятдруг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможностирационального постижения сущности универсума, созданного Творцом. Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековьяпредставлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек —это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны.Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецелозависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богомкак свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошелпротив воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным.С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда,когда стремятся делать добро. Главная цель человека, считал Августин, — спасение передСтрашным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословноеповиновение церкви как «граду Божьему». Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристскоепонимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение,природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом.Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствиивопрос об их соотношении стал одниЯЛз стержневых в философской антропологии.