Шпаргалка по предмету "Философия"


Сциентизм и антисциентизм

Сциентизм —концепция, заключающаяся в абсолютизации ролинауки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складыватьсяв философии конца XIX— начала XX вв., когда в связи с развитием науки былпоставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. В этих условиях возниксциентизм и антисциентиэм. Особая острота возникла в споре во время НТР,в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. Отрицательные чертысциентизма — не учитывает сложную системную организацию общественной жизни,в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образцанауки сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точныенауки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейнойориентацией, сциентизм проявляется по-разному, с разной степенью и силой— от внешнего подражания точным наукам, выражающегося в искусственном примененииматематической символики или нарочитом придании анализу философско-воззрен-ческихили социально-гуманитарных проблем формы, характерной для точных наук (аксиоматическоепостроение, система дефиниций, логическая формализация), до абсолютизацииестественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческойпроблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм).Сциентизм в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнениюс другими науками, отрицание философии как особой формы общественного сознания,имеющим свою специфику по сравнению с другими научными знаниями. Сциентизмв социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализапо сравнению с объектами, исследуемыми в естественных науках, с игнорированиемнеобходимости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и описательностью,враждебным отношением ко всяким построениям, имеющим выход в социально-философскуюпроблематику, с абсолютизацией значения количественных методов в социальныхисследованиях. Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на ограниченностивозможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования,в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию.Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящеечисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинныхпроблем мира и человека. Антсциентизм трактует социально-гуманитарное знаниеисключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективностинаучного исследования. Крайние формы: Ницше, Хайдеггер, Бердяев—стремлениерассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегосяс остальным миром, куда входит и наука. Отстаивая принципы научного подходак всякой мировоззренческой, философской и социально-гуманитарной проблематике,марксизм тяготел к сциентизму, но в то же время отрицал плоский сциентизмс его игнорированием сложных вопросов о месте и функции науки в системекультуры, об отношении разных форм общественного сознания. Реакцией на сциентистские утопии является усиление антитехницистскойволны. Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни «антиутопии». В XX веке создано множество антиутопий. В этом жанре работалиписатели: Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бред-бери, братья Стругацкие,М. Замятин, О. Хаксли и др. В их произведениях отображены резко критические образы техно-будущего,где наука и техника совершенны и подавлены свобода и индивидуальность. Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идейвсевластия науки и техники. При этом нельзя игнорировать роль антиутопийкак специфического предостережения человечества: смотрите, что может произойти,если не контролировать развитие науки и техники, если не учитывать потребностичеловека, его духовно-нравственные цели и ценности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.