Сциентизм —концепция, заключающаяся в абсолютизации ролинауки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складыватьсяв философии конца XIX— начала XX вв., когда в связи с развитием науки былпоставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. В этих условиях возниксциентизм и антисциентиэм. Особая острота возникла в споре во время НТР,в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. Отрицательные чертысциентизма — не учитывает сложную системную организацию общественной жизни,в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образцанауки сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точныенауки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейнойориентацией, сциентизм проявляется по-разному, с разной степенью и силой— от внешнего подражания точным наукам, выражающегося в искусственном примененииматематической символики или нарочитом придании анализу философско-воззрен-ческихили социально-гуманитарных проблем формы, характерной для точных наук (аксиоматическоепостроение, система дефиниций, логическая формализация), до абсолютизацииестественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческойпроблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм).Сциентизм в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнениюс другими науками, отрицание философии как особой формы общественного сознания,имеющим свою специфику по сравнению с другими научными знаниями. Сциентизмв социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализапо сравнению с объектами, исследуемыми в естественных науках, с игнорированиемнеобходимости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и описательностью,враждебным отношением ко всяким построениям, имеющим выход в социально-философскуюпроблематику, с абсолютизацией значения количественных методов в социальныхисследованиях. Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на ограниченностивозможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования,в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию.Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящеечисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинныхпроблем мира и человека. Антсциентизм трактует социально-гуманитарное знаниеисключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективностинаучного исследования. Крайние формы: Ницше, Хайдеггер, Бердяев—стремлениерассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегосяс остальным миром, куда входит и наука. Отстаивая принципы научного подходак всякой мировоззренческой, философской и социально-гуманитарной проблематике,марксизм тяготел к сциентизму, но в то же время отрицал плоский сциентизмс его игнорированием сложных вопросов о месте и функции науки в системекультуры, об отношении разных форм общественного сознания. Реакцией на сциентистские утопии является усиление антитехницистскойволны. Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни «антиутопии». В XX веке создано множество антиутопий. В этом жанре работалиписатели: Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бред-бери, братья Стругацкие,М. Замятин, О. Хаксли и др. В их произведениях отображены резко критические образы техно-будущего,где наука и техника совершенны и подавлены свобода и индивидуальность. Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идейвсевластия науки и техники. При этом нельзя игнорировать роль антиутопийкак специфического предостережения человечества: смотрите, что может произойти,если не контролировать развитие науки и техники, если не учитывать потребностичеловека, его духовно-нравственные цели и ценности.