Шпаргалка по предмету "Философия"


Значение творчества М.В. Ломоносова для русской философии

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — гениальный ученый-энциклопедист,обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественнонаучныепроблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, в частности, в филологию,к тому же незаурядный поэт. Это дало основание А.С. Пушкину назвать его«первым нашим университетом», «величайшим умом новейшихвремен». Мировоззрение Ломоносова формировалось в первую очередь подвлиянием научных трудов представителей механистического мироосмысления —Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона. И. Ньютона, Г. Лейбница и др. Вместес тем оно теснейшим образом связано с его собственными естественно-научнымиисследованиями. Существенно и то, что он прослушал курс философии в Марбургскомуниверситете у X. Вольфа. Ломоносов развивал идеи «корпускулярнойфилософии». Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц— атомов, образующих более сложные формы — корпускулы (или молекулы), которые,сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразиевидимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе «полнойсистемы природы». С идеей единства мира тесно связана и его идея овсеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличиив его взглядах элементов диалектики. Занимаясь естественными науками, Ломоносов придавал первостепенноезначение опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности;для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данныеи на згой осно- ' не разработать новый закон природы, необходима аналитическаяи синтетическая деятельность разума. Поэтому в ходе познания ученый долженвыдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснении опытныхданных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истинной теории.Итак, метод познания Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлениюстрогой научной теории. В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позициипримирения научного и религиозного объяс-нения мира. «У многих глубокоукоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы,либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергаетБога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нетникаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущностьматерии и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностьютребовали бы существования всемогущего двигателя». М. Ломоносов, как и И. Ньютон, провел четкую методологическуюгрань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова,нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике,химии и т.п., все время ссыпаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова,как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог— главный «архитектор» мироздания. «Нерассудителен математик,ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель,если он дум^т, что по псалтыре научиться можно астрономии или химии».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.