Общество есть выделившаяся из природы и надстроенная наднею искусственная реальность («вторая природа»), единственнов которой возможна и реально происходит жизнеобеспечивающая деятельностьвышедших из природы и неотделимых от нее людей. Генетически общество «происходит»из природы и не может игнорировать законы, но, однажды выделившись из нее,развивается затем на собственной основе и согласно собственной логике. В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерныеотношения с другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности,выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействиелюдей неизбежно принимает общественный характер. Общественные отношенияможно определить как формы взаимодей- ствия и взаимосвязи, возникающие впроцессе деятельности между социальными группами, а также внутри них. Этиотношения — и ма-, териапьные, и духовные — обладают высокой степенью абстрактности. И деятельность, и взаимодействие, и общественные отношениянаправлены прежде всего на устойчивое жизнеобеспечение, во всех его многообразныхизмерениях, т.е. на создание необходимых и достаточных условий и средствфункционирования общества и воспроизведения составляющих его людей как родовыхсуществ, а также дальнейшего их развития. Поскольку философский смысл и понимание общества состоятв определении типа связей, объединяющих индивидов в социальную целостность,его природа и сущность наиболее зримо раскрываются в понятии система. Системный характер общества есть проявление системности окружающегомира. Он не оспаривался и не оспаривается никем из мыслителей прошлого инастоящего. Более того, развитие представлений о социальной системе можносчитать одним из теоретических достижений XIX—XX вв. Общество как система есть упорядоченная, самоуправляющаясяи саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественнуюцелостность и носителями которых являются действующие люди и образуемыеими группы. Представляя собой систему, общество обладает, во-первых,сложной и иерархической структурой, поскольку включает различные элементыи уровни; во-вторых, интег-ративным системо-образующим качеством — отношениямидеятельных людей; в-третьих, свойством самоуправляемости, которое отличаеттолько высокоорганизованные системы. Общество представляет собой открытую систему. Это означает,что, несмотря на автономность по отношению к внешнему миру, оно испытываетна себе его активное воздействие, воспринимает и перерабатывает информацию,реагирует на изменяющийся контекст. Общество есть адаптивно-адаптирующаясистема, т.е. способно не только приспособиться к окружающей среде, но иизменять ее в силу возможностей соответственно своим интересам. Социальная сфера общества есть целостная совокупность всехфункционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. К таким общностям(взятым по разным основаниям и измерениям) можно отнести народы, нации,классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональныегруппы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д. В этой сфереосуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства;проблем здравоохранения, образования, социальных защиты и обеспечения; соблюдениясоциальной справедливости; регулирования всего комплекса этнических, национальных,социально-классовых и групповых отношений. Социализация есть процесс интегрирования, «встраивания»субъекта в общество в соответствии с принятыми в нем правилами. В ходе социализациииндивид подключается к социальному опыту — символико-семиотическому, коммуникативному,культурному. Феноменология социализации включает множество процедур и приемов,однако за исключением элементарного подражания иные ее формы «поставляют»истины, которые, как правило, не декларируются, не демонстрируются, не выставляются.Они вытекают из способа жизни, принятого людьми мироотношения.