Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципахполезности и приятности, на инстинкте, внешнем авторитете и на различногорода чувствах. Ни благоразумие, ни умение еще не составляют нравственности.Как говорил Вл. Соловьев, анализируя нравственные идеи Канта, человек,с технической ловкостью удачно действующий в какой-нибудь специальностиили благоразумно устраивающий свое личное благополучие, может, несмотряна это, быть совершенно лишен нравственного достоинства. Такое достоинствоприписывается лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайныеинтересы, но и все благополучие своей жизни безусловно Подчиняет моральномудолгу или требованиям совести. Лишь такая воля, желающая добра ради негосамого, а не ради чего-нибудь другого, есть чистая, или добрая, воля,имеющая цель сама в себе. Ее правило, или нравственный закон, не будучиобусловлен никакой внешней целью, есть категорический императив, выражающийабстрактную обязанность. Кант призывает: определи себя сам, проникнись сознанием моральногодолга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Такова квинтэссенциякантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Именно долг перед человечествоми перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно. Кант сформулировал моральный закон — нравственный императив:«поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом».Он выдвинул идею о «вечном мире», основанном на экономическойневыгодности и правовом запрете войны. В философии Канта нравственное слия-ется с идеей религиозного,божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимоенравственное единение всех людей. Она представляет собой царство Божие наземле. С точки зрения религиозного развития человечества в истории, господствонравственного миропорядка в земной, чувственной жизни, есть высшее благо.При этом в опыте идеал церкви превращается в эмпирически объяснимые формы,выступившие в истории. Отрицание божественного существования, согласно Канту, —полнейший абсурд.