Возрождение — философские и социологические учения в эпохустановления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв.Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновениекультуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привелик тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспективаее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего онапроявилась в этике — возобновление этических учений стоицизма (Петрарка)и эпикуризма (Балла), направленных против христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософскиеконцепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластическихметодов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научногонаправления в философии были: методы экспериментально-математического исследованияприроды; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому;формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделениесубьектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческимикачествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертаминатурфилософского направления — метафизическое понимание последних (неделимых)элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие историческоговзгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизмпредполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей вдальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечноммире. Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражениево многих социологических концепциях, для которых было характерно пониманиеобщества как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культурывозрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм— воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всехсовершающихся в мире событий. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, которыйисходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека.Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностейчеловека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда,когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своейсущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассужденияимеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизмпо своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы.Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю,земную ((божественность» человека, в привлечении человека к жизненнойактивности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизмопределяется как идейное движение, содержанием которого является изучениеи распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтомуитальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.