Античная философия имеет свои временные и пространственныеграницы. Время ее бытия — с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда императорЮстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу — ПлатоновскуюАкадемию. Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцветаи увядания. Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрическийхарактер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этапстановления философии как сферы рационального постижения исходных основанийКосмоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различенияявления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философскойкатегориальной системы. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознаетсяразличие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводитк их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построенияхфилософов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границумежду водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями,образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственновоспринимаемыми природными стихиями — с другой. Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопросо соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственнойвсеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли.Открывается новый мир — мир мысли, в котором «живут» понятияразличной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможностиразума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита,Платона, Аристотеля. Второй этап — период расцвета греческой философс кой мысли— отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширениемпредметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средствпoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих,появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знанияи логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферычеловеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философиикак интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия междунесовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей.Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает какличная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению,одухотворению человека. Аристотель различает два уровня философии. Первая философиязанимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как втораяфилософия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблемасоотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли,не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получаетсвое наивысшее, классическое развитие. Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полнаяреализация конструктивных возможностей спекулятивного разума. Третий этап греческой философии — эллинистический — характеризуетсявключением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований,распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцыбольше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истиныи Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты впонимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизми критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляютсяэклектические философские течения.