Со второй половины XIX века, когда было признано, что человек— продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человекакак живого существа стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованныхживотных и о научном объяснении этого отличия. В настоящее время в качестве такого отличительного признакапризнается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесструда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которогоявляется создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов —«второй природы». Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер.Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания)присуща только людям. Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности:
- субъект — тот, кто осуществляет деятельность;
- объект — то, на что направлена деятельность;
- цель —ожидаемый результат деятельности; средства достижения цели исам результат.
В основе поведенческой активности человека лежат определенныемотивы деятельности, отражающие актуализированные потребности человека.Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из нихразработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляетсобой иерархию и включает две группы потребностей:
- первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологическиепотребности, потребность в безопасности,
- вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные.С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появлятьсятолько при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низкихуровнях иерархии.
Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупнаяее дифференциация предполагает выделение двух типов — практической и духовнойдеятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование реальныхобъектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность(преобразованиеприроды) и социально-преобразовательную деятельность(преобразование общества). Духовная деятельность предполагает изменение сознания людейи включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественнойформе; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формированиесистемы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающуюпредвидение и планирование изменений действительности. Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую(во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.