Проблема свободы личности — одна из актуальных проблем современности.Однако попытки ее решения осуществлялись на всем протяжении развития философскоймысли. Теологи-фаталисты рассматривали жизнь человека через призмубожественного предопределения. В этом смысле все происходящее с человекомтрактовалось как фатальная неизбежность. Идея свободы как форма собственногоповедения, возможность сознательного выбора целей и средств деятельностиотвергалась. Вместе с тем в теологических доктринах присутствовали и болеепрогрессивные идеи, связанные с признанием данной нам Всевышним свободы,которая заключается в возможности выбора между добром и злом. В настоящее время в философии свобода личности рассматриваетсякак исторический, социальный и нравственный императив, критерий развитияиндивидуальности и отражение уровня развития общества. При этом свободатрадиционно рассматривается в ее соотношении с необходимостью. Противопоставлениефилософских понятий «свобода» и «необходимость»,отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнемпреткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решенияэтого, по словам Г. В. Плеханова, «старого, но вечно нового, вопроса». Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимостив деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значениедля оценки всех поступков людей. Если люди не обладают свободой, а действуюттолько по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведениетеряет смысл. Различные взгляды на эту проблему примиряет точка зрения,согласно которой необходимость рассматривается как невозможность изменениялюдьми объективных социально-экономических условий их жизнедеятельности,однако при этом они обладают значительной свободой в выборе целей и средствсвоей деятельности. Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно,существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократическиориентированные правовые документы. Так, например, в Декларации ОрганизацииОбъединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что праваэти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Такимобразом, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственностиличности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободойи ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы даетчеловеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этойсвободой. В противном случае наступает губительная для общественной системыанархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.