Для ориентации человека в окружающем мире, для интерпретации х прогнозированиясобытий, для планирования и реализации дея-гельности коллективов людей,для выработки новых научных представлений необходимы знания. Знания представляютсобой сложную динамическую систему, они отражают культурный опыт и информационныйпотенциал человечества, складывающийся в процессе познания. Различают чувственное и рациональное познание. Чувственноепознание человеком мира осуществляется посредством ощущения, восприятияи представления. Рациональное познание (процесс мышления) предполагает продуцированиепонятий, суждений, умозаключений посредством таких мыслительных операций,как сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование. Вопрос о приоритете того или другого вида в познании мираостается открытым. Философов, которые отдают предпочтение чувственному познанию,считая, что именно оно является главным и даже единственным источником нашихзнаний, называют эмпириками. Противоположную точку зрения отстаивают рационалисты.В настоящее время в философии превалирует тезис о единстве, взаимозависимостии взаимообусловленности чувственного познания (эмпирического опыта) и понятийного,рационально-логического мышления. Философы отказываются от рассмотрения«чувственности» и «рациональности» как некоторыхабсолютно самостоятельных, изолированных функций познающего человека, считая,что в реальном познании они находятся в непрерывном взаимодействии. Знания,получаемые человеком в процессе познания окружающейдействительности, должны находиться с этой реальностью, действительностьюв определенном соответствии. Такая проблема соответствия знаний объективнойреальности выступает в философии как проблема истины. Таким образом, вопросо том, что такое истина, есть по существу вопрос, связанный с установлениеми проверкой соответствия знания объективной реальности. В истории философии высказывались различные подходы к выделениюкритериев истины. С точки зрения Платона, истинным может быть только знаниео вечных и неизменных идеях. Ф. Бекон считал, что истина — дочь времени.Т. Гоббс предложил формулу: истина — дочь разума. Диалектический материализмрассматривает в качестве критерия истины — практику. Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ниот человека, ни от человечества, называют объективной истиной. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретныхисторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты,которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной.Совершенное, полное, точное, всестороннее и исчерпывающее знание о каком-либоявлении или предмете называют абсолютной истиной.