Духовное производство — это деятельность людей, направленная на созданиеновых духовных ценностей. Духовное производство осуществляется как особымипрофессиональными группами людей (ученые, писатели, поэты, скульпторы,художники, кинорежиссеры), так и талантливыми представителями народныхмасс (фольклор, народная медицина и т. п.). Продуктами духовного производства являются разделяемые членамиобщества представления, идеи, убеждения, принципы,ценности, идеалы, нормы,верования, мифы, легенды, образующие духовное богатство человеческой культуры.Они имеют возможность воспроизводиться, совершенствоваться, модифицироваться,свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени,удовлетворяя различные духовные потребности людей. Для сохранения продуктов духовной деятельности людей и ихпередачи последующим поколениям необходимы материальные «носители».Духовные ценности проходят процесс материализации, воплощаясь в книги, чертежи,формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронзу статуй, кинопленкии т. п. Первоначально духовные потребности людей (для удовлетворения которыхи возникла уникальная отрасль создания духовных благ) были весьма незначительны,поэтому духовное производство было вплетено в материальное производство.При этом удовлетворение одних духовных потребностей порождало все большеи больше новых духовных запросов людей. С течением времени духовное производствопревратилось в самостоятельную важнейшую отрасль. Иногда новые научные идеи, технические изобретения, оригинальныехудожественные произведения опережают свое время и не понимаются современниками,отвергаются ими. Однако, имея внешне не проявляющуюся значимость для общества,они с течением времени все же по достоинству оцениваются последующими поколениями. Духовное потребление — процесс удовлетворения духовных потребностейчеловека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательнаяпотребность, потребность в общении, эстетическая потребность. В отличие от материальных ценностей, духовные в процессеих потребления не исчезают, они становятся частью духовного мира человека,духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностейсубъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытом человека.Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом,приводящим к модификации личностных характеристик человека. Специфика потребления духовных ценностей во многом определяетсяуровнем образования и общей культуры личности. Чем выше образовательныйи общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него духовныезапросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемыхдуховных ценностей.