Формы организации хозяйственной деятельности людей называютэкономическими системами, кото-эые отражают отношения между экономическимисубъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономическихблаг. Экономические системы различаются формой собственности на средствапроизводства, уровнем технического развития, способами координации хозяйственнойдеятельности людей и предприятий. Основными формами, типами экономических систем являются:
- директивная (или как еще называют — централизованная, административно-командная),
- на основе экономических интересов —рыночная,
- традиционная — в соответствии со сложившимися традициями;
- смешанная, сочетающая черты нескольких форм и характерная для переходногопериода.
Административно-командная, централизованная экономика основанана государственной форме собственности на материально-вещественные факторыпроизводства. Хозяйственные связи, объемы и номенклатура производства товарови услуг устанавливаются каждому предприятию центральными плановыми органами,подчиненными правительству. Положительное качество данной системы — в еестабильности, предсказуемости, возможности регулировать не только сферупроизводства, но и процессы распределения, потребления благ, решать социальныепроблемы (хотя и по принципу «уравниловки» — всем понемногу).К недостаткам следует отнести негибкость системы в условиях динамичных спросаи предложения (постоянно возникает дефицит то одних, то других товаров),отсутствие реальных стимулов для инициативы активных людей, невозможностьразвития предпринимательства. Рыночная экономика основана на частной собственности на факторыпроизводства, конкуренции, предпринимательском интересе. Ценовой механизмрынка Адам Смит определил как его «невидимую руку», направляющуюдействия производителей и потребителей. По мнению этого великого английскогоэкономиста регулирующее действие государства препятствует проявлению и реализациисвободных рыночных отношений, частному предпринимательству, и потому ононецелесообразно. Однако, как показала практика нескольких столетий рыночныхотношений, они отражают и негативные явления хозяйственной деятельности.Рынок не является универсальным, на деле единственным и достаточным регуляторомэкономической жизни. Без вмешательства государства через правовое регулированиеневозможно упорядочить рыночные отношения, в частности лишь антимонопольноезаконодательство может ограничить диктат монополий, в том числе международных.Государственные органы практически во всех странах с рыночной экономикойконтролируют естественные монополии (энергетические сети, трубопроводы,транспортные системы). Зависимость деловой активности в стране от решенийузкой группы владельцев сырьевых, энергетических или других крупнейших компанийнедопустима, ибо ведет к олигархическому управлению экономикой. Государство регулирует рыночную экономику посредством государственныхзаказов, таможенных пошлин и ограничений, через налоговую систему. Толькогосударство в состоянии формировать и осуществлять долгосрочные программыразвития целых отраслей и регионов, поддерживать научные исследования, обеспечиватьправопорядок в стране и обороноспособность, развивать здравоохранение, организовыватькомплексную социальную поддержку населения. Без государственного участиянемыслимо всеобщее школьное образование граждан страны, их базовая профессиональнаяподготовка. Лишь при государственной поддержке возможно развитие научныхисследований. Традиционная экономическая система характеризуется преобладаниемнеквалифицированного труда, низким техническим уровнем, основана на коллективной,общинной собственности. Но и в тех условиях хозяйственные решения принимаютсяна основе традиций, национальных особенностей и поддерживаются законамиконкретного государства. Особая роль государства проявляется в регулировании финансово-кредитнойсистемы каждой страны как основного эмитента денег и регулятора устойчивостиденежного обращения, кредитной системы. Эта функция возлагается обычно нацентральный банк, который, в дополнение к перечисленному,ведет финансовыеоперации правительства, хранит обязательные резервы и свободные средства.Антиинфляционная политика и меры для обеспечения полной занятости трудоспособногонаселения также относятся к функциям государственных органов независимоот типа экономической системы. Роль государства в экономике проявляется и в поддержаниимеждународного экономического сотрудничества, международной торговли, котораяприносит выгоду всем участвующим в ней странам. Экономическая политика государства,направленная на защиту отечественных производителей от конкуренции со стороныиностранных фирм носит название протекционизм, реализуется с помощью таможенныхтарифов и пошлин, а также за счет установления квот, ограничений на экспорти импорт, льгот экспортерам. Так, именно меры государственного воздействияне допускают демпинга — искусственного занижения цен с целью разорить конкурента.Стремление России стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО) имеетцелью добиться, в частности, благоприятных условий для экспортеров. Существует еще целый ряд других международных организаций,где международное экономическое сотрудничество обеспечивается на государственномуровне (организации содействия развитию отдельных отраслей при ОрганизацииОбъединенных Наций (ООН), организации стран-экспортеров конкретных товарови др.). Государственными соглашениями регулируются и экономические отношенияв приграничных районах сопредельных государств (приграничная торговля, таможенныйрежим). Можно утверждать, что роль государства в экономических отношенияхв обозримом будущем будет укрепляться и развиваться.