Духовное производство — это деятельность людей, направленная на создание новых духовных ценностей. Духовное производство осуществляется как особыми профессиональными группами людей (ученые, писатели, поэты, скульпторы, художники, кинорежиссеры), так и талантливыми представителями народных масс (фольклор, народная медицина и т. п.). Продуктами духовного производства являются разделяемые членами общества представления, идеи, убеждения, принципы,ценности, идеалы, нормы, верования, мифы, легенды, образующие духовное богатство человеческой культуры. Они имеют возможность воспроизводиться, совершенствоваться, модифицироваться, свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени, удовлетворяя различные духовные потребности людей. Для сохранения продуктов духовной деятельности людей и их передачи последующим поколениям необходимы материальные «носители». Духовные ценности проходят процесс материализации, воплощаясь в книги, чертежи, формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронзу статуй, кинопленки и т. п. Первоначально духовные потребности людей (для удовлетворения которых и возникла уникальная отрасль создания духовных благ) были весьма незначительны, поэтому духовное производство было вплетено в материальное производство. При этом удовлетворение одних духовных потребностей порождало все больше и больше новых духовных запросов людей. С течением времени духовное производство превратилось в самостоятельную важнейшую отрасль. Иногда новые научные идеи, технические изобретения, оригинальные художественные произведения опережают свое время и не понимаются современниками, отвергаются ими. Однако, имея внешне не проявляющуюся значимость для общества, они с течением времени все же по достоинству оцениваются последующими поколениями. Духовное потребление — процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность. В отличие от материальных ценностей, духовные в процессе их потребления не исчезают, они становятся частью духовного мира человека, духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностей субъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытом человека. Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом, приводящим к модификации личностных характеристик человека. Специфика потребления духовных ценностей во многом определяется уровнем образования и общей культуры личности. Чем выше образовательный и общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемых духовных ценностей.