Шпаргалка по предмету "География"


Численность и динамика населения.

В октябре 1999г., по оценкам специалистов ООН, население планеты достигло уже 6 млрд человек. Численность населения мира росла особенно быстро в XX в. Это хорошо видно из сопоставления сроков миллиардных приростов человечества: 1830 г. — 1; 1930г. — 2; 1962г. — 3; 1976г. — 4; 1987г.— 5; 1999г. — 6. Если для увеличения населения с 1 до 2 млрд потребовалось 100 лет, с 2 до 3 — 32 года, то с 5 до 6 млрд — только 12 лет. Такое резкое увеличение численности населения получило название «демографического взрыва». Однако его пик уже пройден. Начиная с 70-х годов темпы роста населения мира стали постепенно снижаться, и к настоящему моменту они уменьшились почти вдвое (с 2,1 % до 1,3 % в год). Ныне более 9/10 прироста приходится на развивающиеся страны, прежде всего Азии и Африки, а на Европейском континенте в течение последних лет отмечается уменьшение абсолютной численности населения. Воспроизводство населения (естественное движение)— это совокупность процессов рождаемости и смертности, которые обеспечивают постоянное возобновление и смену поколений людей. Если рождаемость превышает смертность, то происходит естественный прирост населения, а если наоборот, то — естественная убыль. Рождаемость. Для характеристики интенсивности рождаемости чаще всего используют общий коэффициент рождаемости — число родившихся за год на 1000 жителей (%о — промилле). В начале XX в. средний уровень рождаемости в мире составлял 40-45%», в 1950-1955 гг.— 37,3%, а ныне — 22,6 %. В развивающихся странах (Азии, Африки и Латинской Америки) очень высокий уровень рождаемости (25,4 %0), а в странах Европы, Северной Америки, Австралии — низкий (11,4%о). Еще больше контрасты между отдельными странами. Так, уровень рождаемости в ФРГ и Италии в 3-4 раза ниже, чем в Бангладеш и Нигерии). В экономически развитых странах пониженный уровень рождаемости объясняется более поздним завершением образования людей и формированием семьи. В этих государствах в семьях более жестко контролируется рождаемость; в структуре населения велика доля лиц преклонных возрастов, людей, не состоящих в браке. В развивающихся странах все сильнее проявляются тенденции к понижению рождаемости, но в целом ее традиционно высокий уровень пока сохраняется. Семьи в этих странах формируются гораздо раньше, и число детей часто вообще не контролируется.

Смертность и средняя продолжительность жизни Приближенную оценку уровня смертности населения дает общий коэффициент смертности — число умерших за год на 1000 жителей. Смертность населения в мире до XVIII в. была очень высока — 40-50 %о, затем началось ее постепенное снижение. В 50-е годы XX в. — 19,6%о, а в конце столетия — 8,9 %о. Глобальный процесс понижения смертности ведет к сближению показателей в разных типах стран. Более того, во многих экономически развитых странах смертность уже значительно выше, чем в развивающихся. Например, в Великобритании и ФРГ в последние годы он стабилизировался в пределах 10-11 %о, что почти в 2 раза выше, чем в Мексике и Венесуэле. Одна из главных причин таких контрастов — специфика возрастного состава населения, в первую очередь разная доля контингентов пожилых людей. В Великобритании и ФРГ люди в возрасте 65 лет и старше составляют 15-16 % населения, а, например, в Мексике — только 3,0 %. Максимально высоки показатели общей смертности (20-30 %о) в самых бедных странах мира — Сьерра-Леоне, Мали, Эфиопии, Анголе, минимальны (менее 3,0%») — в арабских нефтедобывающих странах (Кувейт, ОАЭ), где очень весома доля рабочих иммигрантов в зрелом возрасте и относительно мала — детей и пожилык лиц. Важным индикатором состояния здоровья населения является показатель средней продолжительности жизни людей. В середине XX в. он составлял 46 лет, а к 2000 г. возрос до 66 лет. Однако, как и прежде, сохраняются большие географические контрасты этих показателей. Средняя продолжительность жизни населения максимальна в Японии — 80 лет, чуть ниже — 78 лет — в Швеции, Норвегии, Нидерландах, Канаде и Австралии, а минимальна — 40-45 лет — в Эритрее, Мозамбике и Уганде. Средняя продолжительность жизни различна у мужчин и женщин. В целом в мире женщины живут на 3 года дольше мужчин. Во многих экономически развитых странах разница в продолжительности жизни составляет 6-7 лет в пользу женщин, достигая максимума в 12 лет в России (61 и 73 года). Главная причина— ббльшая жизнестойкость женского организма, а также более широкое распространение среди мужчин вредных привычек — алкоголизма и курения, более частые несчастные случаи на производстве и в быту, убийства и самоубийства. В большинстве развивающихся стран ситуация во многом аналогична. Хотя среди них есть и такие, где средний жизненный путь у женщин короче (Индия, Пакистан, Бангладеш). Это тесно связано с ранними браками женщин, частыми родами, тяжелым трудом дома и в с/х.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.