«Чевенгур» Андрея Платоновича Платонова — это сатира на первые послевоенные годы в России. Это роман, трагедия, хроника, социальная фантастика, исповедь о том времени, когда люди верили, «что еще рожь не поспеет, а социализм будет готов». Действия в этом романе происходят в 1919-1921 гг., однако ясно, что ставится проблема начала коллективизации в стране. Платонов описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм уже построен, но картина этого «рая на земле» довольно непривлекательная. Люди в этом городе практически ничего не делают, так как «труд способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению», а также работа объявлена «пережитком жадности и эксплуатации» и отменена. «За всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием». Однако практически каждую субботу местное население в городе «трудилось», перетаскивая с места на место «на руках» сады или передвигая дома. Изображая в «Чевенгуре» поселение коммунизма, автор дает страшную картину вымирания города, показывает смерть массы людей, охваченных безумством перемены всего, включая семью, традиции, веру. Народ в этом романе ждет коммунизма, очищенного от человеческих слабостей, где не нужно работать, где не нужны женщины и дети, где не жаль тех, кто умирает, кто убит. Жители Чевенгура, одураченные своими руководителями, считают, что все эти преобразования нужны для победы над смертью в сверхчеловеческом коллективе. Описанные Платоновым картины очень напоминают события, происходившие во время коллективизации и раскулачивания зажиточных крестьян. Все герои романа мечтают об идеальном социалистическом обществе. В «Чевенгуре» мы видим именно «социалистическое общество», которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал. Это общество состоит не только из коммунистов, таких как Дванов и Чепурный, но и из беспартийных людей, для которых революция стала идеалом нравственности, совестью и высшим судьей. Поэтому писатель задается вопросом о возможности создания новой жизни людей при новом строе, о том, нравственна пи революция и приемлем ли коммунизм, для построения которого она совершена. Так, в романе судьба нескольких десятков людей, которые жили чуть-чуть лучше других и поэтому теперь не имеют никакого права на существование, решается лично Чепурным. Теоретически расстрел буржуев был обоснован «вторым пришествием», когда началась расправа над ними. Людей убивают без суда и следствия. В романе «Чевенгур» писатель решает проблему истинного и ложного. Истинное — это все то, что естественно, искренно и исходит из души, а все безнравственное — это то, что противоречит естественному ходу человеческой жизни и человеческой природе. Создание идеального коммунистического общества любыми путями — это и есть противоречие, глумление над человечеством. Город Чевенгур получился трагическим и жалким, печальным и смешным. Роман Платонова предостерегает будущие поколения от повторения жестоких ошибок прошлого и всевозможных противоестественных экспериментов.