Сатира Маяковского нацелена против всего того, что символизировало и продолжает символизировать застой, пошлость и отсталость, — не только в стране, но и во всем мире. Его главной мишенью был и по сей день остается образ самодовольного эксплуататора, который, как в известном мультфильме, говорит: «Это у меня обед, а у них работа!» Однако поэт никогда не драматизировал ситуацию, какой бы тяжелой для него лично и для общества, в частности, она ни была: главное—заставить людей смеяться над злом, а потом оно само потеряет свою силу. Именно в этом и заключается сила творческого мастерства В. В. Маяковского. Можно сказать, что практически все произведения Маяковского несут сатирический заряд или просто высмеивают что-то такое, что недостойно существовать не только в России, но и вообще в мире. Так, в одном из стихотворений он пишет о том, что негритенка родители учили есть маслины: хорошие — белым, а гнилые — черным. Это, конечно, сатира, но не юмор, потому что веселого в таком трагикомичном «учении» мало. «Поэтохроника» — вот как называет Маяковский жанр своих поэм. Именно в них предполагалось раскрыть самые уродливые явления окружающей его повседневной жизни. Кругом тонула Россия Блока... Незнакомки, дымки севера Шли на дно, как идут обломки И обломки консервов... Маяковский имеет в виду ту пошлость, которая обычно таится под подобными поэтическими выражениями, романтическими штампами,—обычная жесть, имитация чувства под внешней загадочностью, такая пошлость, которую надо сразу раскрывать и показывать миру, чтобы никого не вводила в заблуждение эта видимость «снаружи». Юрий Тынянов утверждал: «Маяковский возобновил поэтический образ, где-то утерянный со времен Державина». Действительно, он сумел создать новый, предельно лаконичный и сильный по выражениям язык и отработал новую систему образов, призванных не душу нежить, а волю закалять. Именно сатира, юмористическое отношение ко всему и явились для Маяковского основополагающим средством: просто здоровый юмор, имеющий право на жизнь: Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо. Так Маяковский определяет настоящий мир, в котором все естественно и небезобразно, а все надуманные образы просто уходят на дно, подобно пустым жестянкам. Именно Маяковский своей сатирой расчистил поэзию для новых произведений, дал дорогу новому творчеству, которое не искало бы каких-то теневых сторон, а просто рубило сплеча то, что должно быть разрублено и уничтожено. Жизнь меняется каждый день, но сатира Маяковского по-прежнему остается актуальной. Поэт по-новому посмотрел на мир, который тихо спал в ожидании каких-то невероятных перемен, и сам внес эти перемены в мир, правда, еще не подготовленный к его экспериментаторству. Только уголь даст хлеб. Только уголь даст одежду. Только уголь даст тепло. А угля добываем все меньше и меньше. Как выйти из этого положения? Делайте предложения! Это — прямая сатира по-маяковски: в самом деле, зачем делать, когда можно просто так хорошо поговорить! Не от этого ли угля все меньше и меньше — не от этих ли «предложений»? После революции вступил в силу неоправданный оптимизм насчет дальнейших побед. Однако Маяковский знал, что на одном оптимизме светлое будущее не построишь, и призывал народ к действию: На арену! С купцами сражаться иди! Надо счетами бить учиться. Пусть «всерьез и надолго», но там, впереди, может новый Октябрь случиться.