А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» очень ярко изобразил жизнь России после Отечественной войны 1812 года. Он вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. С одной стороны, он предоставил читателям возможность самим оценить быт и нравы московского высшего общества, а с другой -вложил некоторые комментарии в уста главного главного героя и главного обличителя -Чацкого: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался-успел, а тотдал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Что же это за Москва, о которой говорит Чацкий? Кто ее основные представители? Это -богатые и знатные дворяне. Чем же они кичатся? Главное для них - богатство: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених», — говорит Фамусов в разговоре со Скалозубом. Некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она " «балы дает нельзя богаче». Но классическим ' примером нравственного уродства и карьеризма является история о Максиме Петровиче, покойном дяде Фамусова. Этот знаменитый Максим Петрович служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов. Он лишь «отважно жертвовал затылком» и прославлялся тем, что у него часто «гнулась» шея в поклонах. И в результате - «...не то на серебре - на золоте едал». И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом. Московское высшее общество, изображенное в комедии Грибоедова, живет однообразно и неинтересно. Ярким примером тому является жизненный уклад дома Фамусова. Здесь каждый день собираются гости: ужин, игра в карты, разговоры о деньгах, нарядах, бесконечные сплетни. Здесь все знают о других, завидуют успехам, злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не появился, а все уже злословят о его неудачах по службе. Мы видим темных, необразованных людей, не читающих ни книг, ни газет. Просвещение для них - это «чума». Через всю комедию красной нитью проходит тема сватовства, свадьбы. Эта тема возникает в связи со многими персонажами - Чацким, Софьей, супругами Горичами, недавно вступившими в брак, княжной Ласовой, которая «для поддержки ищет мужа», и другими: Вот, например, полковник Скалозуб: И золотой мешок, и метит в генералы. Скалозуб - выгодный жених, причем генеральский чин делал бы его выгодным женихом даже без состояния. Московские дворяне спесивы и надменны. К людям бедным они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным: «петрушки», «фомки», «чурбаны», «ленивые тетери». Их назначение известно: «В работу вас! На поселенье вас!» Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к Родине. Фамусов даже считает, что на всех московских лежит «особый отпечаток». Отчего же тогда они так неестественны, говорят на полурусском языке и носят наряды с «тафтицей, бархатом и дымкой», отчего так унижают своих крепостных? Девицы читают французские книги, поют французские романсы, коверкают русские имена на французский лад. Представители «фамусовской Москвы» как огня боятся всего нового, передового: «Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, спаси нас, Боже! Нет!» Свежие идеи Чацкого были 3 тут же названы «завиральными», а сам он объявлен безумцем. Членов «фамусовского общества» объединяет страх перед передовыми людьми. Поэтому появление Чацкого оказалось для них катастрофой. Чацкий, вобравший в себя «дух отрицанья и сомненья», пытается перенести западные идеи и принципы в условия отечественной действительности. Его не было в Москве около трех лет - за это время он стал чужим местному обществу и чуждым городу человеком. «Нет, недоволен я Москвой!»- восклицает он. Чацкий бичует пороки «офранцуженной» Москвы, страстно ненавидит всех «французиков из Бордо» и проклинает москвичей, которые этих «французиков» принимают. На протяжении всей пьесы Чацкий клеймит позором Фамусовых, молчалиных, скалозубов и им подобных. Под конец он произносит свой знаменитый монолог, после чего требует карету и уезжает навсегда. Но разве это что-нибудь изменило? Нет, главная забота Фамусова - «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна.» Все осталось на своих местах. Чацкий своими бурными и язвительными речами не заронил даже крупицы сомнений у тех, с кем так ожесточенно спорил. Герой пьесы Грибоедова одинок духовно, но наверняка в России найдутся люди, придерживающиеся передовых взглядов. А значит, «фамусовское общество» не напрасно так боится всего нового, в нем не случайно зреет предчувствие беды.