Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» принес писателю заслуженную популярность и любовь читателей. Этот роман с самого момента своего создания вызывает огромное количество споров и нерешенных вопросов. Он окутан тайной, как и то, что предшествовало его написанию. Структура романа неоднородна и сложна, в ней причудливо переплетаются две сюжетные линии, два романа, ирония и грусть, добро и зло, которые постоянно взаимодействуют друг с другом и постоянно дополняют друг друга. Очень трудно отличить, где добро, а где зло: Воланд, который по задумке должен быть злым персонажем, совершает добро, помогая двум влюбленным — Мастеру и Маргарите — обрести вечное счастье. Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени, его пороках, его людях, и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. В романе царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиции. Сатана правит великий бал, а вдохновенный мастер — современник Булгакова — пишет свой бессмертный роман. Прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают и приспосабливаются к условиям «окружающей среды» граждане, населяющие Садовые и Бромные улицы Москвы 20—30-х гг. XX в. В самом начале романа читатель, кажется, отлично представляет себе, что есть добро, а что — зло. Воланд, который вместе со своей свитой переселяется в Москву, творя беспорядки и странные вещи, — это зло, а жители Москвы, вроде бы ставшие жертвами зла, — добро. Но, по мере того как развивается повествование, добро и зло получают все новую и новую окраску. Читатель недоумевает, как же добрые люди, населяющие Москву, могут быть столь завистливыми, жадными и глупыми, и как дьявол, который во все времена олицетворял силы зла, может помогать влюбленным, соединяя их и отправляя в вечность? Дьявол и вся его свита, члены которой устраивают страшные расправы над людьми, живущими не по заповедям Божьим, и членами МАССОЛИТа, не творящими искусство, а устраивающими свою жизнь, автору скорее смешны, нежели страшны, они вызывают смех и иронию. Случай на Патриарших, когда Воланд предсказывает и осуществляет смерть Берлиоза, не пугает читателя, а, хотя это звучит и парадоксально, скорее вселяет в душу чувство тайны, загадки. Получается так, что зло, которое должно вызывать неприязнь, наоборот, пробуждает теплые чувства и ощущение совершившейся справедливости. На балу сатаны присутствуют люди, так или иначе согрешившие в жизни: убийцы, воры, бандиты, отравители, причем они рисуются автором как почтенные и солидные. Этих особ так много, что они наводняют всю Москву, занимают слишком много места! Их гораздо больше, чем добрых, чистых личностей, да и в романе они, собственно, представлены всего лишь двумя образами — Мастером и Маргаритой, которые получают вознаграждение. Добро и зло в романе Булгакова настолько относительны, что подчас незаметна граница, их разделяющая, делающая зло добром, а добро — злом. Герои, кажется, сами путаются в этом, они не знают, к кому себя отнести, в какой лагерь записать. Как-то заведено, что в романе речь должна идти о силе добра, добро должно в конечном итоге побеждать зло, повергая его. Но эта концепция не имеет никакого отношения к роману Булгакова. Здесь все наоборот, на его страницах мы видим много качеств и свойств зла: зависть, ненависть, месть, заговоры, глупость, подлость, — в то время как только одна тема действительно отвечает требованиям добра — это любовь, настоящая, чистая и светлая любовь.