И. А. Гончаров назвал «Сон Обломова» «увертюрой» всего романа. «Сон Обломова» сперва появился в свет как «эпизод из неоконченного романа». Картину, нарисованную Гончаровым, можно воспринять как некую аллегорию: Обломов-ка— очень яркое и полное олицетворение «сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни». Как же «милые обломовцы» повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюдательного и впечатлительного мальчика? Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть «Захар и еще 300 Захаров» Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос». Такое воспитание убивало в Илюше инициативу и природную живость. Любая ( попытка мальчика сделать что-нибудь самому, немедленно пресекалась: «Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!» Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это представление у него складывалось в основном по няниным рассказам. Некоторые из этих рассказов (о мертвецах и о разных чудовищах) приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлитель-' ного мальчика, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же «у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшеб^ ницы», и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Постепенно Илюша начинает приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди. В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила 8 нем всякое стремление к знанию. Как же живут, как проводят время хозяева Обломовки? «Сам Обломов — старик тоже не без занятий», - с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? «Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.» Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов, унаследовавший от отца «талант хозяйничания», не знает счета деньгам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег столько, сколько нужно. Мать Илюши тоже занята «делом»: все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом. И ничего удивительного, ведь «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия в пансионе. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в класс, то задаваемые уроки учил не дальше «той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту». Родители Илюши видели в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды, быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них было, то и учиться, по их мнению, было незачем. Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душевного подъема был недолгим. Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда. Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал постепенно отгораживаться от мира. Он «простился с толпой друзей» и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным: все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой.