По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился «случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение». Сам Гончаров писал об этом так: «...Если образы типичны, — они непременно отражают на себе — крупнее или мельче — эпоху, в которой живут». Что нам известно о внешности главного героя? Отмечается, что это был человек «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала...» И какое же впечатление производил Обломов на людей? «Добряк, должно быть, простота!» — такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же «поглубже, посимпатичнее» после долгого вглялывания в лицо Обломова «отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой».. Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: «...как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела». О чем бы ни шла речь — о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах — во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом — «обломовщина». Характерные черты «обломовщины» воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Несмотря на различие в социальном положении, они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе «обаяние обломовской атмосферы, образа жизни». «Обломовщина» разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг. Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой — без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил «усчитать» у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, чем я сам». Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц. Это представители совершенно иного типа характера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С Обломовым его связывает детская дружба — преданная и нежная, — но при этом конфликт между ними очевиден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолютно разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Писатель изобразил Штольца гармоничным и цельным человеком, человеком долга. Слова у него не расходятся с делом, он необыкновенно трудолюбив. Штольц — человек деловой, реалист до мозга костей. Другое дело — мечтательный и непрактичный Обломов. Эта мечтательность и непрактичность, может быть, придают ему определенный шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой тонкой и одухотворенной девушки, как Ольга Ильинская. Образ Ольги — один из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В романе ярко выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к «обломовщине» и она всеми силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это но просьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство долга вскоре перерастет в любовь. Высокое чувство любви повлияло не только на Обломова, но и на саму Ольгу. Писарев так написал об этом: «Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру...» Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова из «болота» привычной ему жизни, а потом «обломовщина» вновь «засосала» его. Ольга — более цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц. Когда она стала женой Штольца, он «исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед своей блистательно одаренной супругой». Таковы основные человеческие типы, показанные И. А. Гончаровым. Их можно встретить в России и сегодня — многие люди могут обнаружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур рационалистична и однобока.