«Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребнамне свобода.» А. С. Пушкин (из «Пиндемонте»). 1836 год «...Минута, и стихи свободно потекут.» Обратите внимание - «свободно»! Это ключевой слово. Даже если взять и отделить звук от смысла, сама мелодия пушкинского стиха будет звучать, как гимн Свободе. Прислушайтесь: Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна... — это не балерина, а чистая Муза свободной поэзии «вдруг летит, летит как пух от уст Эола». Среди множества тех «неведомых дорожек», которые исследовал Пушкин в своей поэтической жизни, познание Свободы во всех ее проявлениях было магистральным направлением его творчества. Уже в 1814 году юный Пушкин в довольно шутливом стихотворении «К сестре» вскользь затрагивает тему свободы. Он представляет , себя узником, который продолжает жить только потому, что мечты дают ему внутреннюю свободу: Фантазия, тобоюОдной я награжден,Тобою принесенныйК волшебной Ипокрепе,И в келье я блажен. В дальнейшем Александр Сергеевич все более серьезно будет подходить к этой теме: «По прихоти своей скитаться здесь и там,— скажет поэт в тридцать семь лет,— и пред созданьями искусств и вдохновенья трепеща радостно в восторгах умиленья». В конце восемнадцатого-девятнадцатого веков из европейской литературы по всему миру разлетелось возбуждающее поветрие романтизма. Юный Пушкин, конечно же, не мог пройти мимо этих вдохновляющих идей. Романтические символы свободы — постоянные спутники его поэзии. Неукротимые силы природы вызывают восторг и желание поспорить с ними: море — «свободная стихия», ветер, который гонит «волны на просторе», «сврбодный океан». Это пора неукротимого максимализма, особенно в жажде свободы для всех и во всем: в творчестве, в любви, в политике, в природе. И чтобы как можно быстрее: здесь и сейчас! Свободы общественной поэт ждет, как «любовник молодой минуты верного свиданья». Но мудрое взросление приходит быстро. Ссылки, страдания друзей, равнодушие народа меняют тональность размышлений поэта о свободе: «Храните гордое терпенье,— пишет Александр Сергеевич в послании к декабристам,— не пропадет ваш скорбный труд...» Мудрые слова — «терпенье» и «труд» — теперь стоят рядом с понятием «свобода». И пейзажи в поэзии Пушкина изменяются. Читателю открываются гармоничные картины вечной и безмятежной природы: Я твой — я променял порочный двор Цирцей,Роскошные пиры, забавы, заблужденьяНа мирный шум дубрав, на тишину полей,На праздность вольную, подругу размышленья. Мы понимаем, что стремление к свободе не может отменить стабильность и вечные ценности. На протяжении всей своей жизни Александр Сергеевич с завидным постоянством воспевал прекрасное, самое свободное человеческое чувство - Любовь. Ничто не может ограничить свободу Любви. Но и в этом вопросе Пушкин проявил не лишенный юмора философский подход в сочинении «Кн. Голицыной, посылая ей оду "Вольность"»: Простой воспитанник природы, Так я, бывало, воспевалМечту прекрасную свободыИ ею сладостно дышал.Но вас я вижу, вам внимаю,И что же?., слабый человек!..Свободу потеряв навек,Неволю сердцем обожаю. Полную, ничем не ограниченную свободу Пушкин все-таки находит только в творчестве: Иная, лучшая, потребна мне свобода:Зависеть от царя, зависеть от народа -Не все ли нам равно? Бог с ними. НикомуОтчета не давать, себе лишь самому... Анализируя стихотворные произведения А. С. Пушкина, я прихожу к выводу, что он ни разу не ошибался, когда говорил о свободе. Поэт просто в разное время стоял на разных ступенях лестницы, Ведущей к Истинной Свободе. И все эти ступени важны для человека, ни одну из них нельзя пропускать: — К свободе должно стремиться!— За свободу нужно бороться, потому что она бывает дороже жизни!— В редких случаях свободой можно пожертвовать, например в любви. Но главное, чему учит поэзия Пушкина,— это поиску свободы внутри себя, творческому поиску Истинной Свободы человеческой личности: — Вот счастье! Вот права...