Система государственных и отраслевых стандартов (ГОСТ и ОСТ) существует со времён Советского Союза. После распада СССР в России развивается своя система стандартов, направленная, в том числе, на соответствие вновь разрабатываемых стандартов международным рекомендациям. В настоящее время все вопросы, связанные со стандартизацией в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "О техническом регулировании". Статья 11 Закона определяет цели стандартизации:- повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;- повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;- обеспечение научно-технического прогресса;- повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;- рациональное использование ресурсов;- техническая и информационная совместимость;- сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;- взаимозаменяемость продукции. Статья 13 Закона определяет виды документов в области стандартизации, к ним отнесены:- национальные стандарты;- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;- стандарты организаций. Статья 14 Закона определяет статус национального органа Российской Федерации по стандартизации и технических комитетов по стандартизации. В соответствии с данной статьей на указанный орган возложено выполнение следующих задач:- утверждение национальных стандартов;- принятие программы разработки национальных стандартов;- организация экспертизы проектов национальных стандартов;- обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;- осуществление учета национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;- создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;- организация опубликования национальных стандартов и их распространения;- участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учета интересов Российской Федерации при их принятии;- утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам;- представительство Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации. Орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации, определяет Правительство Российской Федерации. Ранее Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003 г. № 316 органом, уполномоченным исполнять функции национального органа по стандартизации, был определен Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт РФ). В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации. Затем Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии была преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (ФАТРиМ), подведомственное Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 284 и от 17 июня 2004 г. № 294 функции федерального органа по техническому регулированию и национального органа по стандартизации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Этим же Постановлением (№ 28 4) утверждено Положение о Федеральном агентстве. В соответствии с Положением ФАТРиМ, в частности:1. Организует экспертизу проектов национальных стандартов. 2. Осуществляет:- опубликование в установленном порядке уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов, а также заключений экспертных комиссий по техническому регулированию на проекты технических регламентов;- опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение;- создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;- утверждение национальных стандартов;- учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;- введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;3. Ведение:- федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;- единой информационной системы по техническому регулированию;- перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;- единого реестра выданных сертификатов;- государственного реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности, а также деятельность по обеспечению единства измерений;- единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;- федерального каталога продукции для государственных нужд;- государственного кадастра гражданского и военного оружия и патронов к нему;- общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Официальным изданием ФАТРиМ является "Вестник технического регулирования", зарегистрированный под номером ПИ № 77-16464 от 22 сентября 2003 г. Издание и распространение (посредством розничной продажи, по подписке через подписные агентства, а также по редакционной подписке) этого журнала и приложений к нему осуществляет КВФ "Интерстандарт". Переход на новую систему стандартизации в связи с принятием Закона "О техническом регулировании" осуществляется поэтапно с использованием ранее созданной нормативной базы в этой области. Так, постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. № 4 определено, что национальными стандартами Российской Федерации признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. Однако до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В целях упорядочивания информации о стандартизации в России принят ряд классификаторов. Среди них к защите информации имеют отношение:1. ОК 026-2002. Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (принят постановлением Госстандарта РФ от 25 декабря 2002 г. № 502-ст, с изменениями № 1/200 3). 2. ОК 001-2000 (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-9 6). Общероссийский классификатор стандартов (ОКС, принят постановлением Госстандарта РФ от 17 мая 2000 г. № 138-ст, с изменениями № 1/200 3). Объектами классификации ОКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы. ОКС устанавливает коды и наименования классификационных группировок, используемых для классификации и индексирования объектов классификации. Классификатор представляет собой иерархическую трехступенчатую классификацию с цифровым алфавитом кода классификационных группировок всех ступеней иерархического деления и имеет следующую структуру: раздел, группа, подгруппа. Информационным технологиям в ОКС посвящен раздел 35 "Информационные технологии. Машины конторские". Основополагающим государственным стандартом Российской Федерации в области защиты информации является ГОСТ Р 5206 9)0-2003 "Защита информации. Система стандартов. Основные положения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 5 июня 2003 г. № 181-ст). Он устанавливает цель и задачи системы стандартов по защите информации, объекты стандартизации, структуру, состав и классификацию входящих в нее стандартов и правила их обозначения. Положения данного стандарта являются рекомендуемыми при разработке нормативных документов по стандартизации в области защиты информации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности предприятия, учреждения, организации – разработчика стандарта, а также при организации работ по стандартизации в области защиты информации органами управления Российской Федерации. В соответствии с данным стандартом система стандартов по защите информации (ССЗИ) может включать в себя следующие нормативные документы:- регламенты;- стандарты;- правила, нормы и рекомендации по стандартизации;- общероссийские классификаторы технико-экономической информации;- нормативно-технические документы (НТД) системы общих технических требований к вооружению и военной технике (ОТТ). В зависимости от объекта стандартизации в области ЗИ и требований, предъявляемых к нему, устанавливают стандарты следующих видов:- основополагающие;- на продукцию;- на процессы;- на технологию, включая в том числе информационные технологии;- на услуги;- на методы контроля;- на документацию;- на термины и определения. Стандарты по ЗИ подразделяют на следующие категории:- международные (ГОСТ ИСО);- межгосударственные (ГОСТ);- государственные стандарты Российской Федерации, оформленные на основе аутентичного текста международного стандарта (ГОСТ Р ИСО/МЭК);- государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);- государственные военные стандарты Российской Федерации (ГОСТ РВ);- стандарты отраслей, в том числе и на оборонную продукцию (ОСТ);- стандарты предприятий.