Развитие речи связано с общением со взрослым, с удовлетворением потребностей (в еде, чистом белье). Этапы: 1) Гуляние - это протяжное произношение гласных букв, гулять ребенок может только тогда, когда хорошо себя чувствует. Гуляние в 3-5 месяцев. 2) Лепет - это произношение слогов в сидячем положении. Лепет это неосознанное произношение слогов. Он развит в 5-7 месяцев. 3) Собственно-активная речь -произношение осмысленных слов, но в собственном варианте - автономная речь. Период автономной речи может длиться до 15-18 месяцев. К I году ребенок должен произносить 8-10 слов. Чуть ли не с момента рождения ребенок ориентиру-ется на слова - у них развивается пассивный словарь: 1) постоянная речь взрослых; 2) соотносить слово с реальным предметом (повторять многократно); 3) ребенок усваивает глаголы, наблюдая конкретные действия взрослого. На 1-ом году у детей нет мышления поэтому связь слова и предмета является конкретной, слово еще не стало обобщенным знаком (положить мужские и женские часы, а ребенок показывает только одни, ребенку показываем куклу, он ее покажет, а если ее перевернуть, он уже не сможет ее показать). К 1 -му году ребенок понимает около 30-40 слов. В раннем возрасте с 1,5 - 3 лет наблюдается сензи-тивный период развития речи, связанный с пластич-ностью и восприимчивостью мозга к усвоенной речи. Речь развивается по 2-м направлениям: 1) Обогаща-ется пассивный словарь (понимающая речь) при условии активного общения со взрослым и старшими детьми и при обучении (появление занятий). 2) Развитие активного словаря (собственно речь ребен-ка). Возникает как необходимое условие осуществ-ления предметной деятельности. В 3 года ребенок говорит до 1 500 слов (существительные, глаголы, место-ия и т. д). У ребенка нарушается звукопроиз-ношение: шипящие, свистящие, сонорные, не выго-варивание. Разговаривать с ребенком нужно пра-вильно, нельзя повторять ошибку ребенка. Ребенок использует односложные предложения, дополняя их деталями (1-1,5 г.). К 3 годам 3-х, 5-и сложные предложения. К 3-м годам речь обогащается прила-гательными. Основные направления развития речи: Овладение словарным запасом - количественный рост и качественные изменения. Связь овладения словарем с овладениями понятиями (развитие мышления, способности к общению). Развитие грамматического строя речи. Детское словотворчество. Как 1 из главных особенностей развития речи дошкольника. Осознание словесного состава и грамматического строя речи. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Обучение детей действию звукового анализа слова. Развитие функций (коммуникативной и планирую-щей) и видов речи (эгоцентрической, внутренней, ситуативной и контекстной - связной). Обучение дошкольников грамоте. Проблема развития речи в исследованиях: Д. Б. Эльконина, ТН Ушаковой, С. Н. Карповой, Л. Е. Журовой, Г. п. Беляковой и др. По Пиаже- социальная речь - эгоцентрическая речь - внутренняя речьЭгоцентрическая речь - (от лат. еgо - я, сеntrum - центр круга) - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Выгодский считал, что эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности. по мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает Выготский пришёл к выводу, что эгоцентрическая речь — это не выражение интеллектуального эгоцентризма, как утверждал Пиаже, а переходный этап от внешней к внутренней речи. Эгоцентрическая речь первоначально сопровождает практическую деятельность и практически исчезает после 7лет.