Нормативная база таможено-банковского контроля в России находится в состоянии непрерывного развития. Оптимизация механизмов контроля за внешнеэкономической деятельностью – их главная цель. До конца не отрегулированным остается вопрос о контроле за поступлением выручки от вывоза работ и услуг. Сейчас чаще всего о существовании таких внешнеторговых контрактов банки узнают только при зачислении валютных средств на счета клиентов. Отрицательно влияет на эффективность проверки за движением капитала нерешенность проблемы использования штрафных санкций к импортерам. Управление валютного контроля ГТК России отмечает отсутствие правовой основы на применение таможенными органами санкций за беспочвенные платежи в иностранной валюте при импорте товаров, выявленные в результате валютного контроля, что фактически прерывает логику и целостность построения системы таможенно-банковского контроля. Будущее развития таможенно-банковского контроля в России можно связать с идеей либерализации механизма валютного контроля. Как ни парадоксально на первый взгляд, собственно либерализация валютного законодательства способна остановить отток капитала за пределы страны. По мнению руководителей Федеральной службы по экспортному и валютному контролю, идея либерализации валютного регулирования должна быть более полно сформирована в законе о финансовой амнистии. Документом, устанавливающим принципиальные направленности развития системы таможенно-банковского контроля на ближайшие годы, является федеральная целевая программа формирования таможенной службы. В целях развития системы валютного контроля, полного и безусловного выполнения участниками внешнеэкономической деятельности таможенных и налоговых обязательств предусматривается: 1) совершенствовать действующее законодательство о валютном контроле, в том числе о контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также при перемещении валютных ценностей; 2) подготовить правовые акты, направленные на реализацию контрольных функций таможенных органов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в процессе которой возможны нарушения валютного законодательства; 3) разработать единые принципы осуществления валютного контроля таможенными службами государств-участников таможенного союза; 4) укреплять взаимодействие таможенных органов с иными государственными контролирующими органами и другими заинтересованными ведомствами в осуществлении валютного контроля и борьбы с отмыванием грязных денег. Развитие и совершенствование механизма таможенно-банковского контроля за внешнеторговыми операциями должно оказать несомненное содействие созданию основ будущей глобальной системы валютного контроля Российской Федерации.