Финансы государства – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта (ВВП), который в установленном размере аккумулируется органами государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов. Общий доходный источник ВВП – местные налоги и налоги в пользу субъектов РФ. Финансы государства можно разделить на три основные группы: 1) федеральные финансы (федеральный бюджет, внебюджетные фонды государственный кредит, унитарные и казенные финансы) 2) финансовые субъекты (бюджетные субъекты РФ внебюджетные фонды, кредитный субъект финансы предприятий и субъектов) 3) финансы организаций местного самоуправления (местные бюджеты, внебюджетные фонды, муниципальный кредит, муниципальные и унитарные финансы). Государственные доходы – это финансовые отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства и государственных предприятий. Система государственных доходов – это совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, и их взаимосвязанное применение. Функции государственных доходов: 1) экономическая (стимулирующая); 2) фискальная (изъятие финансовых средств) 3) бумажно-денежная (кредитная эмиссия); 4) использование государственной собственности; 5) реализация золотовалютных резервовМетоды формирования государственных доходов: налоги; неналоговые поступления; кредиты; эмиссия; приватизация; золотовалютные резервы. Государственные расходы – это часть финансовых отношений, обусловленных использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Государственные расходы бывают двух видов: 1) прямые расходы; 2) расходы государственных предприятий. Система государственных расходов строится наследующих принципах: 1) целевое направление средств; 2) безвозвратность расходования; 3) соблюдение режима экономии. Формы государственных расходов: 1) бюджетное финансирование; 2) кредитное обеспечение. Расходы по обслуживанию государственного долга. Внешний долг является предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20 – 30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Пути доступа к зарубежным государственным финансам: 1) традиционный путь – выплата налогов за счет золотовалютных резервов; 2) консолидация внешнего долга, т. е. превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную; 3) сокращение размеров внешнего долга путем конверсии – превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции; 4) обращение страны-должника к международным банкам.