Ассортимент товаров рассматривается во взаимосвязи с личными и общественными потребностями населения. До настоящего времени не сформировалось единого определения категории «ассортимент товаров». В источниках (в том числе учебных) можно встретить разное определение этого понятия. Некоторые авторы рассматривают ассортимент как номенклатуру или перечень товаров, другие — как их подбор или набор, третьи — как их совокупность. Учитывая огромное многообразие товаров, более правильным будет рассмотрение ассортимента товаров как совокупности. Производственный ассортимент товаров может рассматриваться по иерархии в разрезе отрасли, подотрасли промышленности и в соответствии со структурными образованиями (концерн, объединение, фирма, предприятие, цех, участок). Торговый ассортимент — совокупность товаров, образующих систему, реализуемых в торговле. Торговый ассортимент функционирует в структурах торговли и может рассматриваться по формам торговли (оптовой и розничной); формам собственности (государственной, акционерной, кооперативной, частной); типам торговых организаций, фирм, предприятий, а также ряду других признаков. Основой образования торгового ассортимента является производственный ассортимент и совокупность товаров, которые закупаются по импорту. Процесс формирования ассортимента товаров осуществляется по следующим этапам:1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых на предприятии. 2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов. 3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов. 4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного предприятия, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.