В ходе наблюдения за процессом обучения в школе, дидакты и методисты обратили внимание на большое разнообразие видов деятельности учителя и его учеников на уроке. Эти виды деятельности и получили название методы обучения: учитель рассказывает новый материал – он ведет обучение методом рассказа; дети изучают материал по книге – метод работы с книгой; учитель в процессе рассказа показывает какой-либо предмет – метод демонстрации и т. д. Приемом обучения принято называть составные части метода, которые ведут к достижению частных задач. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию, большую по объему, поставить перед учениками проблемы и показать пути их решения. Рассказ. Метод рассказа предполагает устное последовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, содержание, продолжительность. К рассказу, как и к любому методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований: 1) рассказ должен предполагать идейно-нравственную направленность преподавания; 2) содержать только достоверные и (или) научно проверенные факты; 3) включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, поучительных фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; 4) иметь точную и четкую логику изложения; 5) быть умеренно эмоциональным; 6) изложение простым и доступным языком; 7) излагаемым фактам, событиям. Объяснение. Под объяснением будем понимать словесное истолкование закономерностей, наиболее существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Использование метода объяснения предполагает: 1) точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса; 2) последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументацию и доказательства; 3) использование сравнения, сопоставления, аналогии; 4) привлечение обязательно ярких примеров; 5) безошибочную логику изложения. Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки заранее продуманных вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Наглядные методы обучения – это такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в непосредственной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Метод демонстраций обычно находится в тесной связи с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов, слайдов и т. д.