В основе процесса возникновения гос-ва лежит закон, разнообразие форм деятельности людей, как следствие постоянного роста потребностей. Возникающие потребности нуждаются в удовлетворении, которое осуществляется путем общественного разделения труда, специализации функций, знаний, навыков и умений и закрепления их за определенной группой, которая обменивается результатами своего труда с другой группой. Происходят дифференциация различных видов человеческой деятельности, умножение числа профессий, разнообразия социальных отношений социальных групп, индивидуальностей. Умножение и усложнение форм разделения труда порождают различные формы социальной неоднородности: экономическую, имущественную, социальную, классовую. => прогресс общества означает его движение к более сложным структурам, нуждающимся в управлении. Возрастающее усложнение социальной системы, каковой является общество, имеет целесообразный характер, содействует устойчивости общества, его большей приспосабливаемости к внешним условиям. П. А. Сорокин (1889—196 8), выделил 6 форм. Переход от производящей экономики, вызванный природно-климатическими условиями — изменениями климата, исчезновением животных и растений, которыми питался человек, заставил его уже выживать, не приспосабливаясь к природе, а изменяя ее и создавая искусственную среду обитания — гражданское общество. Специализация и разделение функций увеличили возможности человека, производительность труда и способствовали нарастанию социального неравенства, появлению частной собственности, выделению богатых и бедных, управляющих и управляемых. Процесс дифференциации видов деятельности предполагал и их интеграцию, в условиях которой возможен прогресс. В условиях социально неоднородного общества это оказывалось возможным благодаря определенной иерархии, т. е. установления отношений господства и подчинения. Социальное расслоение, обусловленное процессом накопления излишков, было источником конфликтов и подвергало опасности стабильность совместного существования. Опасность исходила от воинственных соседей, стремившихся в поисках ресурсов к захвату новых территорий. Родоплеменная потестарная власть становится политической, т. е. монополизируется привилегированным меньшинством общества, выделившимся из него. Осуществляет управление обществом с помощью специально подготовленных людей (бюрократии), органов принуждения и правовых норм. За эту деятельность эти люди получают жалование. Наряду с социальными факторами (общественное разделение труда, частная собственность, деление общества на классы), повлиявшими на процесс возникновения гос-ва, следует отметить демографические, психологические, антропологические, геополитические (угроза из вне). Закономерный характер возникновения гос-ва был обусловлен влиянием социальных факторов, психологическими, антропологическими, этническими, геополитическими, географическими факторами. Гос-ву как самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Главные импульсы движения вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом. 1. Одна из основных закономерностей эволюции гос-ва – по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репресивного хар-ра в политическую организацию общ-ва, где активно функционирует весь комплекс институтов гос-вав соответствии с принципом разделения властей. Демократически развивающееся общество стимулирует развертывание общесоциальных ф-ций гос-ва. Здесь исток новой закономерности развития современного гос-ва возрастание его роли в жизни общества. Эта закономерность проявлялась в полной мере во вторую половину ХХ в. гос-во стало распространять свою организующую и направляющую деят-ть на экономич-кую, соц-ую и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства эк-ки, труда, культуры, образования и. т. д. Сегодня в силу многих причин гос-во пришло в эк-ку тем самым стабилизировало эк-кую жизнь оградило ее от эк-ких потрясений во многих странах мира. Но есть «обратимая точка зрения С. С. Алексеев» «в развитии гос-ва м. б. отмечены и др. и др. тенденции: «уход» гос-ва от эк-ки, все большее его отдаление от хоз-ой жизни от выполнения ф-ций соб-ка» это м. б. применимо в отношении России. Разгосударствление общества, его эк-ки привело к умалению, минимилизации роли гос-ва во всех сферах жизни, в т. ч. эк-кой. Научно-техническая революция начался процесс мировой интеграции создание мирового рынка в развитии гос-ва появилась новая закономерность – сближение различных гос-в, их взаимодействия. Западные гос-ва в той или иной мере восприняли от социалистических гос-в социальную направленность их деят-ти, планирование. Сегодня Россия учится у западных гос-в разделению властей, парламентской культуре, строительство правового гос-ва. Названные закономерности представляют собой общие тенденции. Развитие конкретного гос-ва нередко бывает противоречивым. Зигзаги, повороты назад, шараханья из крайности в крайность, когда гос. Вл-ть используется в личных групповых интересах. Узкопартийные цели и задачи иной раз делают это развитие весьма противоречивым.