Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"


Система и специфика нормативного регулирования

Система социального регулирования представляет собой процесс закрепления социально необходимого позитивного поведения людей в целях обеспечения целостности общества и его развития. Делятся на нормативные и ненормативные. Ненормативная система - воздействие на поведение людей с целью достижения социально необходимого поведения, с помощью убеждения их в полезности, выгодности такого поведения, разумности подчинения определенным требованиям, авторитету, распределению ролей и функций. Такой способ регуляции называется побуждением. Однако принятие определенных стандартов поведения при этом возможно как на основе добровольного принятия ценностей, установок, стереотипов, директив (приказов), так и с помощью принуждения. Нормативной системе характерен способ регуляции, как принуждение. Смысл состоит в воздействие на поведение индивида, осуществляется с помощью насилия в форме санкций, наступающих за нарушение установленных в обществе социальных норм. Социальные нормы —правила поведения, принятые большинством общества, относятся нормы морали, традиции, обычаи, религиозные нормы, политические нормы, нормы права. Нормативная природа этих правил выражается в определении границ дозволенного, обязательного и запрещенного поведения, которые являются общепринятыми в данном обществе, группе, организации. При нарушении правил применяются санкций, предполагающие наступление неблагоприятных последствий для нарушителя, выражаются в осуществлении мер как общественного воздействия, например, замечание, порицание, отлучение от церкви, так и принуждения, например, арест, штраф, лишение свободы и т. д. Специфика нормативного регулирования — мононормы Жизнь первобытного человека, нуждалась в регуляции. Необходимы были правила, на основе которых люди организуют и регулируют совместный труд, охоту, распределяют произведенный продукт, определяют порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной, процедуры разрешения возникающих споров и т. д. Наличие этих общеобязательных правил ограничивает эгоизм человека, делает его поведение предсказуемым. Более того, эти нормы касались правил взаимопомощи, взаимозащиты, поэтому способствовали выживанию человека. По этой причине человек стремился неукоснительно выполнять эти правила. Правила, которым следовали в своем поведении первобытные люди, называются мононормами (от. греч. monos — один и лат. norma — правило). Исторически они были первой разновидностью социальных норм. Мононормами называются потому, что были едиными и нерасчлененными, содержали внутри себя нормы морали, религиозные нормы, обычаи, традиции и нормы права. Это внутреннее единство морально-правовых и религиозных начал в мононорме обусловлено недифференцированностью жизни и деятельности первобытного человека, где личное и общественное, права и обязанности были слиты. Поэтому мононормы нельзя отнести ни к моральным нормам, ни к нормам права, они имели характер единого, нерасчлененного правила поведения, подходящего под все случаи. Главное назначение состояло, в помощи человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида. Мононормы складывались стихийно, методом проб и ошибок, при этом отсутствовали специальные органы, которые их вырабатывали и применяли. Древний человек присваивал готовые естественные формы регуляции, сохранял только те правила поведения, которые в лучшей степени способствовали выживанию рода, племени, обеспечению их целостности путем регуляции семейно-брачных отношений, совместной трудовой деятельности, взаимопомощи. Мононормы складывались на основе стереотипов, т. е. устойчивых ожиданий, формировавшихся на основе механизма имитативности, подражания, а также понимания человеком полезности этих правил и необходимости наказания тех, кто их нарушил. Среди мононорм с точки зрения обязательности их выполнения можно выделить нормы-запреты и нормы-ожидания. Нормы-запреты существовали в форме табу, и нарушение их каралось жестокими наказаниями. У многих первобытных народов были установлены строгие правила поведения, среди которых было много запретов, стремящихся ограничить произвол сильных, господство животного эгоизма первобытного человека. Запреты, т. е. недопустимость совершать те или иные поступки, основывались на религиозных верованиях. Считалось, что за нарушение установленных запретов духи или другие божества карали людей болезнями и смертью. Поскольку впервые такую систему запретов ученые обнаружили в Полинезии, то для обозначения слова «запрет» стали использовать полинезийское слово «табу». Табу играли значительную роль в жизни первобытного человека и касались различных сторон его деятельности. Например, в книге английского этнолога Дж. Фрэзера «Золотая ветвь» описаны табу на общение с иноплеменниками, табу на пищу и питье, которое было связано с особой опасностью: ведь в это время душа могла выскользнуть через рот; табу на обнажение лица, на остатки пищи, на людей, носящих траур, и даже на воинов, которые вступали на тропу войны. До и после воинских действий воины исполняли особые обряды и считались неприкосновенными. Наконец, табу на браки между кровными родственниками (запрет на инцест). Многие табу у некоторых народов сохраняются и до сих пор. Это касается табу на прикосновение к священным особам, вождям племен, императорам. Нарушение запретов приводило к неблагоприятным последствиям для нарушителя: изгнание из рода, телесные наказания, смерть. В отличие от норм-запретов, нормы-ожидания существовали в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов и формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. Среди норм-ожиданий особое место занимали мифы. Они в образной форме, часто мистической и религиозной, отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. Мифы сообщали человеку информацию о хороших и плохих способах поведения и их последствиях, содержали накопленный предшествующими поколениями социальный опыт. В такой образной форме, как мифологические обряды и действия, первобытный человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, знания природных и общественных явлений. В соответствии с познаниями человек осуществлял свое поведение, строил свои взаимоотношения с людьми. Следовательно, мифы выступали руководством к действию, являясь комплексом верований, формирующих смысл жизни человека. В ценностно-нормативном и информационном качестве мифы помогали первобытному человеку лучше приспособиться к окружающей среде и создать устойчивые правила поведения. Миф сформировал определенное представление о системе ценностей, на основе которой строятся взаимоотношения в племени яномаме. Главной среди ценностей считается жестокость, поэтому ожидание, что мужчина защитит свою честь в поединке, является нормой, соответствующей этой ценности. Наряду с мифами к нормам-ожиданиям, в соответствии с которыми первобытный человек «выстраивал» свое поведение, относятся нормы морали, религиозные нормы, ритуалы, традиции и обычаи. Например, обычай наносить на тело или лицо татуировку очень древний и у некоторых первобытных племен он сохранился до сих пор. Татуировки — это подкожное графическое или текстовое изображение, сделанное краской с помощью специального приспособления. Для первобытных племен татуировка — это не только незыблемая традиция, но и проявление магических сил. Полинезийское племя маорми, украшая татуировкой лицо, «предохраняется» от злых чар. Некоторые колдуны татуируют больного с целью излечения. В Древнем Китае татуировка была разновидностью символических наказаний (сян), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена. Общество пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение. Древний обычай получил распространение в последнее время среди европейцев. Существуют целые каталоги «нательных» рисунков. Распространение этого обычая среди подростков - стремлением подражать рок-певцам, разукрашенным цветными татуировками. Татуировки в армии имеют практическую цель —солдаты обозначают группу крови и резус-фактор. Наряду с нормативными регуляторами в догосударственном обществе существовали ненормативные регуляторы, выраженные в форме стереотипов, половозрастного закрепления социальных ролей, кровнородственных связей, авторитета лидера. Например, в условиях отсутствия специальных институтов, осуществлявших судебную власть, кровное родство сокращало до минимума конфликты внутри племени. Более того, первобытный человек, который находился вне общины, терял право на ее защиту. Вследствие этого конфликты чаще возникали не между отдельными людьми внутри рода, а между родами внутри племени. Все перечисленные регуляторы упорядочивали отношения внутри общины или племени. Между общинами и племенами возникавшие споры разрешались либо с помощью третейского суда, либо принципа талиона (от лат. talio — возмездие, равное по силе преступлению). Принцип кровной мести - древний человек не был автономным, самостоятельным образованием, а был частью рода. Его желание выжить защищалось правилом талиона, смысл которого состоял в причинении виновному такого же вреда, который был нанесен им. Достаточно долгое время существовала личная, а не имущественная ответственность за нанесенный ущерб по принципу: «око за око, зуб за зуб».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.