Программа социологического исследования – это изложение основных задач, методических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил поцедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез. В практике исследований текстов методом контент-анализа некоторым аналогом социальной проблемы в конкретном исследовании выступает категория анализа (это ёмкое выражение проблемы). Категория анализа не является рабочей, непосредственно данной нам в тексте, эта характеристика скорее принадлежит совокупности текстов (пример: наблюдая совокупность текстов под углом зрения «квалификации героев разной расовой принадлежности», автор выходит на проблему «расовой дискриминации»). Обращаясь к конкретным текстам газет, радио и телевидения, исследователь оперирует рабочей единицей анализа. В нашем примере о расовой дискриминации таковой будет персонаж – фигура белого или темнокожего рабочего с определённой степенью квалификации. В качестве единицы анализа в исследовании оперативности материалов выступает отдельный материал, поскольку мы связываем оперативность с оперативным поводом целого материала. Для анализа надо предусмотреть объем информации, который будет мельчайшей единицей текста, где может появиться упоминание искомого нами географического типа. Прежде всего это может быть СЛОВО, АБЗАЦ, текстовые фрагменты. Единицу контекста рассмотрим на примере подсчета слов, соответствующих категориальной сетке исследователя. Слово существует в рамках предложения, более сложной пространственной единицы, состоящей из нескольких предложений, если все они обеспечивают законченное суждение, в рамках абзаца и, наконец, материала в целом. Инструментальную сетку исследования рассмотрим на примере: в анализе содержания местных газет, радио и телевидения, в одной из задач мы брали в качестве категории анализа сферу социальной действительности, единицей анализа был фрагмент текста, совпадающий с темой при описании каждой из этих сфер, единицей счёта – пространственные куски газетных колонок, совпадающие с этими темами, измеренные в условных единицах строкомером, единицей контеста – весь материал. Инструкция кодировщика. 1й способ для работы с библиографическими карточками: на чистый бланк заносятся названия характеристик или числовая нумерация по их коду, эти бланки накапливаются, и затем по мере необходимости суммируется частота появления той или иной характеристики. 2й способ – заготавливается массив бланков с отпечатанными на них названиями характеристик, кодировщику лишь остается в нужном месте вписать обнаруженную им характеристику. 3й способ – кодировщик обводит лишь те коды, которые соответствуют встреченным в тексте характеристикам.