Направление социологии СМК, связанное с изучением функций, накопило к сегодняшнему дню огромный эмпирический материал. Помимо самоценности этого материала (для практической деятельности Коммуникатора, для рекламодателя), он является фундаментом двух теоретических подходов к деятельности СМК, которые можно коротко сформулировать как «СМК в жизни общества» и «СМК в жизни индивида». Свою типологию функций СМК предложили в 1960 г. социологи Райты, которые развили типологию Лассуелла и дополнили ее понятием развлекательной функции. В 1970 г. анализ функций СМК предприняли Д. Маккуэл, Дж. Бламлер и Дж. Браун (197 2). Они оперировали следующими категориями: - отвлечение внимания (включая бегство от повседневности и от груза проблем и эмоциональную разрядку); - замещение межличностного общения социальной деятельностью; - осознание человеком себя как личности (включая самооценку, познание действительности, убежденность в своей самоценности); - социальный надзор. Е. Катц, Дж. Бламлер и М. Гуревич исходили из предпосылки, что человек использует СМК для установления/устранения контактов, которые могут быть: - инструментальными (прагматическими, прикладными); - аффективными (эмоциональными, психического комфорта); - интегративными (с друзьями, с семьей, с нацией. . .) Мы можем также оперировать сугубо теоретической схемой взаимодействия СМК с разными уровнями социальной структуры. Ю. Левада выделяет три уровня последней: уровень личности, уровень социальной группы, уровень социальных институтов. Грушин выдвинул такую классификацию функций: функция информирования, воспитания (информация об идеалах данного общества, передаче опыта поколений), организации поведения (распространение моды, организация СМИ сбора помощи пострадавшим), снятия напряжения (развлекательная, креативная), коммуникации (связь, общение, обмен духовными ценностями или эмоциональными состояниями). Если рассматривать функции отдельных средств передачи информации, то печать характеризуется графически обозначенным словом и статическим изображением; радио – звучащим словом и звуком; телевидение – звучащим словом, звуком и динамическим изображением. Телевидению больше свойственна рекреативная функция (развлечение, интимность, сериальность).