В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих: на основе билингвистического подхода;на основе словесной речи. Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А. А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании. 2. Билингвистический подход основан на билингвизме (лат. — два + - язык) - двуязычии, одновременном пользовании двумя языками. Сущность билингвистического подхода заключается в том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются:- словесная речь;- жестовая речь. Жестовая речь — способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:- устранению коммуникативных барьеров между педагогами иучащимися; с созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;- эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса; увеличению объема учебной информации; ^ ускорению ее передачи;- восприятию учащимися;" усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме. Билингвистическая система обучения глухих во многих странах: Скандинавии, Великобритании, Швеции, Канаде. США и др. В России только одна билингвистическая школа - билингвистическая гимназия, научным руководителем которая является проф. Г. Л. Зайцева. При использовании билингвистической системы необходимо шить следующие задачи:найти оптимальное соотношение жестокого и словесного в учебном процессе;разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка;создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучи глухих в условиях билингвистической педагогической системы разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста. Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 50-х гг. XX в. советскими учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С. А. Зыкова. Ее основные принципы:потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности, в целях активизации речевого общения эффективна дактиль, речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальце: руки в сочетании с устной и письменной. Л. П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого — использовав предложения как материала для системного овладения языком. В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования. Деятельности принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью. При работе с глухими учащимися по системе их обучения на словесной речи происходит практическое овладение языком последующим изучением языковых явлений и закономерностей. Предметно-практическая деятельность учащихся — база:для формирования у них понятий;развития речи как средства коммуникации;воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность. Развитие технических возможностей слухопротезирования (в связи с изобретением транзистора) значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух. С конца 50-х гг. после Манчестерского международного конгресса по проблемам образовательных средств для глухих в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей. Доктор П. Губсрина (г. Загреб, Хорватия) разработал верботональную методику обучения неслышащих для развития их слухового восприятия и речи (оригинальная педагогическая технология, применение сурдотехнических достижений).