1. Основа социальной деятельности по комплексной поддержке лиц с особыми потребностями — современная законодательная база развитых западных стран. К ней относятся:ООН - перечисленные выше документы - Декларация прав ребенка, Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларация о правах инвалидов;Великобритания — акты об образовании (1981 — 199 5);Нидерланды — Временный закон по специальному образованию и среднему специальному образованию (198 5),Швеция - Закон о помощи умственно отсталым, Закон об учебном плане основной школы (1980);Германия — Постановление "Об обучении и воспитании детей и подростков со значительными физическими и умственными дефектами" (195 1); США — Закон "Мейнстримминг", об образовании детей с трудностями в обучении (197 5). Основные тенденции развития системы образования детей с особыми потребностями - интеграция и нормализация. Интеграция — "включение в общий поток", та1ЯХ1геатт% (англ.). Суть концепции нормализации (разработана шведским ученым Б. Нирье в 1968 г.): "Жизнь и быт людей с нарушениями в умственном развитии должны быть как можно ближе к условиям и стилю общества, в котором они живут". Концепция нормализации лежит в основе системы социальной защиты населения в Швеции, где обучение детей со специальными нуждами осуществляется в условиях массовых школ. Л. И. Аксенова отмечает, что система специального образования лиц с отклонениями в развитии основана на интегрированном подходе к организации комплексной помощи как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные, образовательные учреждения, муниципальные и губернские власти, общественные объединения, семьи и отдельные граждане. Специальная школа в Швеции охватывает около 1% всех детей с отклонениями. Она включает: специальный детский сад: начальную ступень;гимназию для профессиональной подготовки; школу по обучению взрослых. Дети с нарушениями интеллекта (по желанию родителей) могут обучаться в обычной школе. В Швеции детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности создают специальные условия воспитания и обучения в семье:такая семья имеет право на дополнительную материальную, медицинскую помощь, а также может воспользоваться услугами персонального ассистента;детские поликлиники по месту жительства осуществляют не только комплексное обследование детей, но и социальную диагностику окружающей среды с привлечением соответствующих специалистов;для каждого ребенка составляется индивидуальная программа образования, включающая обучение родителей;применяются различные формы семейной терапии;в сложных случаях проводится углубленное обследование для определения характера образовательных, медицинских и социальных услуг. 4. Во многих странах получило распространение кэмпхиллское движение. Кэмпхиляские общины - поселения дня лиц, нуждающихся в особой поддержке на протяжении всей жизни. В основе их деятельности — идеи философа и педагога Р. Штайнера ("вальфдорская педагогика"). Отличительные черты:- организация таких общин предполагает проникновение в сущность человеческой природы;- создание определенного образа жизни для всех членов общины для реализации личностного потенциала в особом социуме, в общении с природой, в хозяйственном труде и в активном отдыхе;- признание потребностей каждого человека;- важность межличностных отношений;- взаимопомощь как основе пол принцип жизни в общине;- сотрудники не получают заработную плату, но имеют все необходимое для полноценной жизнедеятельности;- атмосфера особого мира, основанного на семейных узах и взаимоотношениях. 5. Цель современной стратегии социальной политики — включение человека с нарушениями развития во все аспекты жизнедеятельности. Эта стратегия ориентирована на семью и строится с учетом семейных потребностей и ресурсов социального окружения.