1. Факторы, определяющие механизм нарушения развития психики при ДЦП:- время мозгового поражения;- степень выраженности поражения;- локализация (определенное место данного поражения). На фоне раннего внутриутробного поражения - грубое недоразвитие интеллекта. Мозаичность, неравномерность психических нарушений — во второй половине беременности и в период родов. О. Г. Приходько отмечает, что аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования:- познавательной деятельности;- эмоционально-волевой сферы;- личности. 2. Особенности отклонений в познавательной деятельности:неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем;неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности;выраженность психоорганических проявлений. Причины снижения запаса сведений и представлений об окружающем:- вынужденная изоляция, ограничение коммуникативных контактов, затруднение познания окружающего мира — в связи' с проявлением двигательных расстройств;- нарушение сенсорных функций. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства негативно влияет на восприятие, затрудняет интеллектуальную деятельность. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности (недостаточность одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих) связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. Несформированностъ высших корковых функций — важное звено нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т. е. характерна парциальность их нарушений. Отмечаются:- недостаточность пространственных и временных представлений;- затруднена дифференциация правой и левой стороны тела;- оптико-пространственные нарушения;- недостаточность развития фонематического слуха, стереогноза (ребенок не может узнавать предметы на ощупь, не ориентируется в схеме собственного тела, не может дифференцировать пространственные отношения), всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений), процессов сравнения и обобщения. Выраженность психоорганических проявлений:замедленность, истощаемость психических процессов; трудности переключения на другие виды деятельности; недостаточность концентрации внимания; замедленность восприятия; снижение объема механической памяти. У многих детей наблюдается низкая познавательная активность:отсутствие интереса к занятиям;плохая сосредоточенность;медлительность;пониженная переключаемость психических процессов. О. Г. Приходько выделяет два варианта задержки психического развития у детей с церебральным параличом:временная задержка темпов психического развития — при целенаправленной своевременной коррекции компенсируется; возможно достижение нормального уровня развития; состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности — нарушения интеллекта носят обратимый характер. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде:эмоциональной возбудимости;раздражительности;двигательной расторможенности;или, напротив, заторможенности;застенчивости, робости. Наблюдается:сочетание повышенной эмоциональной возбудимости с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста;иногда эйфория — не оправданное реальной действительностью благодушное, повышенно-радостное настроение. Своеобразие формирования личности:достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью;отмечается личностная незрелость (наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах); у детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность к самостоятельной практической деятельности;выраженные трудности социальной адаптации способствуют, формированию робости, застенчивости, неумению постоять за свои интересы, которые могут сочетаться с повышенной, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.