1. Глухие дети — с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха:- не могут самостоятельно овладеть речью;- без специального образования становятся глухонемыми;- большинство обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков — силой более 80 дБ в диапазоне до 1000— 2000 Гц);- недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка;- наибольший ущерб развитию приносят создаваемые глухотой препятствия к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира;- ограниченные возможности овладения речью негативно влияют на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. ;- средство общения со слышащими — естественные жесты, между собой — мимико-жестикуляторная речь (отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной, используется в общении с ограниченным кругом людей);- понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, тактильной или письменной форме;- специальное обучение позволяет овладеть словесной речью, часто расширяет возможности общения со слышащими и способствует развитию личности. Раннее начало специального обучения ребенка словесной речи(с использованием и развитием остаточного слуха) способствует меньшему отклонению от нормы психического развития. Развитие словесной речи в условиях специального обучения имеет особенности:при овладении фразовой речью — в построении фраз наблюдается аграмматизм (неумение пользоваться грамматическим строем языка);при усвоении звуко-буквенного состава слов - наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов: дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные пред-1 меты, труднее - обозначающими действия, качества, признаки. Наибольшую трудность вызывают слова с абстрактным и переносным смыслом. 2. Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь) имеют следующие особенности. Сохранность их речи зависит:- от возраста ребенка в момент наступления глухоты;- наличия остатков слуха;- умения их использовать;- владения грамотностью к моменту потери слуха;- условий развития;- индивидуальных особенностей;- коррекционно-педагогических воздействий. I Важное значение имеет раннее начало коррекционной работы;по сохранению речи и формированию на ее базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом играют особую роль;зрительное восприятие (чтение с лица);параллельное обучение чтению. Осторожное использование сохранившихся слуховых ощущений — в зависимости от медицинских показаний. Одно из основных условий полноценного развития — пребывание в говорящей среде. Необходимо проведение индивидуальных занятий под руководством и контролем специалистов. 3. Слабослышащие дети'. - отклонение от нормы развития психики;- нарушение многих функций и сторон психики, определяющих' ход развития личности ребенка. Неполноценный слух обусловливает речевое недоразвитие, изменяющее ход общего развития, и осложнение социального взаимодействия ребенка. Развитие речи имеет замедленный поступательный характер и подчинено особым закономерностям. Нарушения речи:недостатки произношения;ограниченный запас слов;недостаточное усвоение звукового состава слова;неточное понимание и неправильное употребление слов;аграмматизм;ограниченное понимание устной речи;ограниченное понимание читаемого текста. Специальное обучение способствует овладению языком и развитию речевого мышления.