Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции. В связи с этим при исследовании проблем специальной педагогики выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии:онтологический — место специального образования в структуре бытия;гносеологический — определение связи обучения и познания; аксиологическиц — приоритеты и ценностные предпосылки специального образования;философско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности; историко-философский — реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику; социально-философский — изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте. 2. Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание. Гераклит:"Болезнь делает приятным и благим здоровье";"Цель человеческой жизни — освобождение от страданий". Платон:"Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание";"Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела";'Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг"; / "Больной человек бесполезен и для себя, и для общества"; / "Детей следует отбирать по их способностям". Аристотель: "Добродетель состоит в обладании серединой"; ' "Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др. "Плутарх, Сенека:"От уродливых и болезненных детей следует избавляться". Марк Аврелий:"Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души". Д. Дидро. "Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств". Философские концепции отклонений: "Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" — И. Кант; "Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" — Г. В. Ф. Гегель; "Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" — Ф. Энгельс;"Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" — А. Шопенгауэр;"Исправление человека противоестественно и бесполезно; стремиться к превосходству, преодолевать болезненные птомы" Ницше. Современные западные философы, идеи которых повлияли развитие специальной педагогики:представители экзистенциализма — К. Ясперс, А. Ка Ж. п. Сартр;психоаналитики - 3. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг; постмодернисты - М. Фуко, Ж. Делез и др. подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти. Психоаналитика:невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры); процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности. Постмодернизм. между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ. Отечественные философы о проблемах специального образования:"формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное — форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" - Э. В. Ильенков;"становление человеческого сознания совершается в общении к деятельности людей" — 0. 7! Михайлов;"ребенок, отягощенный недостатком, - объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач обшей и специальной школ" — Л. С. Выготский. Ведущие направления построения навои парадигмы специальной педагогики:гуманизация;фундаментализация;интеграция. Гуманизация:цель специального образования:сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями;включение в социальные отношения;поддержка становления индивидуальности;целостность человеческой жизнедеятельности;концепция непрерывного образования. Фундаментализмом: переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии;философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения;отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер. Интеграция:выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками;наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями.