Основные вехи в отечественной истории экономического развития специального образования:- указ князя Владимира (99 6) — Церковь должна осуществлять призрение убогих и неимущих, десятая часть казны передается для монастырей и богаделен;- в эпоху Петра Великого благотворительностью стали заниматься представители императорского дома;- в период царствования Павла I было основано Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, которое активно занималось благотворительной деятельностью. К концу XIX в. в это ведомство входило более 200 различных учреждений, среди них — первая в России школа для глухих детей (180 6), около 60 школ- интернатов, педагогические курсы, сеть приютов для престарелых и т. п. Период конца XIX — начала XX вв. отмечен расцветом благотворительной деятельности, принимавшей такие формы, как:- материальная помощь неимущим;- благотворительные спектакли и концерты;- безвозмездная помощь социальным учреждениям;- дежурства в больницах, уход за больными. п. М. Третьяков на свои средства содержал Московскую школу для глухих детей. В начале XX в. наряду с благотворительностью стало развиваться и государственное финансирование системы специального образования. После 1917 г. государство полностью взяло на себя заботу о лицах с ограниченными возможностями:бюджетное финансирование специальных образовательных учреждений;надбавки к заработной плате специалистов. В 90-е гг., в период становления рыночных отношений, стали медленно возрождаться традиции меценатства и благотворительности. Постановлением Правительства РФ от 0 3)10,2002 № 732 утверждена Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы с подпрограммой "Дети-инвалиды", в которой предусматривается финансирование первоочередных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Современное состояние экономического обеспечения системы специального образования:система испытывает острую нехватку финансовых и материальных ресурсов;региональные и местные бюджеты не обеспечивают приемлемого уровня финансирования учреждений специального образования;материальная база школ и интернатов для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности постепенно разрушается; заработная плата специалистов в подавляющем большинстве российских регионов ниже прожиточного минимума; не выполняются многие положения Закона РФ "Об образовании", условия программы "Дети России" в части финансирования первоочередных потребностей детей с нарушениями в развитии; несмотря на то что отдельные благотворительные акции имеют место, они пока не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на улучшение материального положения учреждений системы специального образования. Экономические перспективы развития введение государственного именного образовательного обязательства позволит осуществлять адресное финансирование детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, что будет способствовать реализации права выбора образовательного учреждения, развитию процесса деинституциализации (воспитание ребенка в семье, а не в учреждении интернатного типа);необходима такая модель финансирования системы специального образования, которая учитывала бы рациональное использование средств, а также их соответствие образовательным потребностям лиц с ограниченными возможностями. Дальнейшее развитие системы специального образования возможно при соблюдении следующих условий. Государственное финансирование в необходимом объеме, что должно быть закреплено российским законодательством;принятие федерального закона о благотворительной деятельности, который позволит осуществить интеграцию государственного и общественного финансирования, приоритет личностных потребностей детей с ограниченными возможностями, необходимое экономическое обеспечение жизнедеятельности человека, имеющего ограничения.