Классы – большие организованные группы людей, имеющие ряд исторически сложившихся различий. Психология социального класса – форма духовного освоения классом условий его бытия. В качестве детерминантов психологии социального класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень развития, социально-экономические отношения данной формации. Основу образования психологии социального класса составляют субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей. Сознание класса представляет собой динамику потребностей людей, принадлежащих к классу. Развитие сознания класса включает три уровня: 1) типологический, при котором представители класса идентифицируют себя и друг друга по внешним признакам; 2) идентификационный, когда появляется групповое самосознание на уровне первичной общности; 3) уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней. В представлении о границах и структуре социальных классов всегда констатируется наличие рабочего класса (пролетариата), класса буржуазии и средних социальных слоев. Наиболее распространенная в США модель классификации: 1) высший высший класс (очень богатые и знатные люди); 2) низший высший класс (банкиры, видные политики, которые достигли всего в ходе конкурентной борьбы); 3) высший средний класс (преуспевающие бизнесмены, научная элита); 4) низший средний класс (наемные работники); 5) высший низший класс (наемные рабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе); 6) низший низший класс (нищие, безработные). Классы являются не только экономическими, но и социально-психологическими образованиями. Психология класса выступает как форма духовного освоения классом условий его бытия. Психология одного класса отличается от психологии другого по тому, какие общественно психологические явления в ней доминируют и каково их содержание в данный исторический момент. В классовой психологии находят свое отражение и национально-психологические особенности людей. Социальные условия жизни класса не создают всей совокупности психических черт индивида, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса черты личности. Поэтому в общности психологических черт, типичных для представителей данного класса, и выражается реальность классовой психологии.