Научная дискуссия, так же как и деловая, относится к публицистическому стилю с применением специфической, присущей только ей лексики. В основе научной и деловой дискуссии лежит разговорная речь. Для того чтобы дискуссия состоялась, нужен предмет таковой. Дискуссия происходит на основе какого-либо выступления, отчета или доклада, но в большей степени это относится к научной дискуссии. После доклада автору задается ряд вопросов для выяснения и уточнения сложных моментов или опровержения концепции как таковой. Выявить неправоту оппонента можно разными способами. Например, Сократ в свое время с помощью наводящих вопросов помогал собеседнику самостоятельно выявить свою неправоту. Это логический путь. Можно доказать ошибочность мнения оппонента, подготовив аргументированную стратегию дискуссии и привести выступающего к тому, что он действительно ошибся. Но многое зависит и от оратора. Если он уверен в своей правоте, то его ответы могут доказать заблуждение того, кто пытается опровергнуть его мнение. Во-первых, всегда следует до конца выслушать оппонента, так как этого требует культура поведения. Во-вторых, ответы должны быть достаточно аргументированы и полноценны, чтобы не оставить возможности для дальнейшего обсуждения оппоненту. Научная дискуссия – это спор, из которого должна родиться истина, поэтому главным для спорящих должно быть не желание доказать свою правоту, а желание логически доказать возможность или невозможность выдвинутого тезиса. Что касается деловой дискуссии, то истина не является ее главной целью. Здесь на первом месте стоит собственная правота, умение доказать свое мнение. Деловая дискуссия чаще всего связаны с финансовыми вопросами, с максимальным получением прибыли для предприятия. Поэтому тактика и стратегия деловой дискуссии связаны не столько с логикой изложения и рассуждения, сколько с умением убедить оппонента. В этом случае тактика больше рассчитана на психологические приемы. И если в научной дискуссии главенствуют законы логики, то в деловой важнее закон, принятый в данном государстве. Выражения критических замечаний могут быть разнообразными – от вопросов, выявляющих неграмотность, неосведомленность автора до невербальных, психологических средств. Во-первых, самый простой прием – задать наводящий вопрос. Во-вторых, оппонент может взять ответное слово и в нем доказать свое мнение. В-третьих, замечания могут быть высказаны в критической статье уже после выступления. Тогда дискуссия переходит в область письменной речи. Дискуссия не должна выходить за рамки поставленного вопроса и уж тем более переходить на личности. У дискуссии нет определенного стандарта. Она регламентируется только правилами культуры поведения и речи. Тактика и стратегия деловой и научной дискуссий отличаются, так как они разные по своей сути. Конечно, можно разработать определенную тактику, и многие психологи делают это. Но у каждого вопроса своя специфика, которая требует отступления от намеченного пути. Во многом результат зависит от знаний и осведомленности оппонентов.