Сложение религиозного канона в иудейской и христианской традициях было длительным, многовековым процессом. В иудаизме раньше всего была канонизирована самая важная часть «Танаха» – его первые пять книг, «Тора». Полностью иудейский библейский свод был установлен Ямнийским собором раввинов около 100 г. н. э. В основу христианского ветхозаветного канона положена «Септуагинта» – греческий перевод Ветхого Завета, выполненный в III–II в. до н. э. эллинизированными иудеями в Александрии. В «Септуагинту» вошло около 10 новых библейских переводов с древнееврейского, а также новые сочинения, не переведенные, но написанные иудеями по-гречески. Поскольку в «Септуагинте» было 50 произведений, то христианский Ветхий Завет превышает иудейский. Исторически сложились различия в составе ветхозаветного канона между православными, католиками и протестантами. Православные, хотя и печатают в Библии все 50 книг, входившие в «Септуагинту», каноническими считают 39 из них. В католическом «Ветхом Завете» печатается 46 книг. Протестанты, и прежде всего Мартин Лютер, принципиально опирались на иудейский канон. Таким образом, в протестантском ветхозаветном каноне, как и в иудейском «Танахе», 39 произведений. Христианский библейский канон был принят в 393 г. на Гиппонском соборе. Но поскольку этот собор был поместным, то потребовалось принятие канона на вселенском соборе, что произошло только в 1546–1563 гг., на XIX соборе. В истории формирования жанров конфессиональной литературы между отдельными религиями Писания наблюдаются общие закономерности: 1) запись учения первоначально распространявшегося устно; 2) сложение религиозного канона; 3) сложение второго по значимости опуса высокоавторитетных текстов, которые восполняют содержательные лакуны; 4) развитие теологии, или богословия; 5) на основе догматического богословия церковная иерархия вырабатывает символ веры и катехизис; 6) особую подсистему образуют тексты, используемые в богослужении; 7) с мистическим началом связаны мистико-эзотери-ческие тексты; 8) проповедь изначально присутствует в религиозной коммуникации людей; 9) элементы священного текста становятся содержанием толкований; 10) в культурах, основанных на религии Писания, вокруг «ядра», основополагающих текстов вероучения складывается разнообразная и обширная литература переходного, или смешанного, конфессионально-светского, характера. Церковные темы соединялись здесь с темами и задачами дидактики, полемики, историографии, филологии, естествознания. Приведенный перечень жанрово-тематических областей конфессиональной литературы не является хронологическим.