В христианстве богословская теория была разработана в существенно большей мере, чем в других теистических религиях (иудаизме и исламе). Разумеется, христианство было мощным генератором богословского знания. Таинственный и парадоксальный мир христианских представлений, его живые связи и споры с иудаизмом и греко-римским политеизмом – все это рождало и множество вопросов, и еще большее множество разноречивых ответов. Дополнительным фактором развития богословия в раннем христианстве стала борьба с ересями. Кроме того, развитие теологии в христианстве, как и в истории других религий, стимулировалось мистическими поисками религиозно одаренных личностей. Теология является одним из вторичных образований по отношению к вере и Св. писанию. Первым богословом после апостолов христианская церковь называет Св. Иринея, современника апостола Иоанна и епископа Лионского, замученного в 202 г. Тертуллиан (160–220), пресвитер Карфагенский, первым сформулировал принцип триединства Бога и ввел понятие лиц Троицы. Тертуллиан первым определил, что такое семь смертных грехов. Этот перечень (гордыня, жадность, блуд, зависть, гнев, чревоугодие, лень) был утвержден церковными соборами, вошел в начальное христианское обучение закону Божьему. Ориген (185–253 или 25 4) возглавлял христианское училище в Александрии, а после церковного осуждения – в Палестине (в г. Кесарии), впрочем, в VI в. был объявлен еретиком. Ориген доказывал неизбежность полного спасения, слияния с Богом всех душ и временности адских мук. Св. Августин разработал онтологическое доказательство бытия Бога. С именем Августина связывают начало религиозной нетерпимости в христианстве. Папа Григорий Великий (ок. 540–60 4) вошел в историю как выдающийся организатор церкви и политик. В сфере теологии с его именем связано учение о чистилище. Однако уже в раннем христианстве стремительное развитие богословия встречается с внутриконфессио-нальными ограничениями и запретами. Те вероучительные положения, суждения или мнения, которые были признаны Вселенскими соборами в качестве общеобязательных христианских истин «первого ранга», получили статус догматов, а их систематическое изложение и обоснование составило предмет специальной богословской дисциплины – догматического богословия. Краткий свод основных догматов составляет Символ веры – тот главный текст, повторяя который, верующие свидетельствуют о своей христианской вере. Христианская церковь всегда проявляла осторожность в отношении свободного обсуждения догматов.