Изучая поведение потребителей необходимо выстроить модель процесса принятия решения о покупке. Стадии процесса: осознание потребности; поиск информации; предпокупочная оценка вариантов; покупка; потребление; оценка альтернатив после покупки; избавление. На 1й стадии чел осознает потребность в приобретении товара. Основным источником информации, влияющим на выбор товаров, является собственный опыт потребителя. На 2й стадии покупатель рассматривает различные альтернативы, соотнося их с ожидаемой выгодой в процессе потребления. На 3й стадии потребитель принимает решение о покупке, т. е. решает, где, сколько и когда купить. На окончательное решение о покупке могут оказать влияние и непредвиденные обстоятельства, которые возникают в процессе приобретения товара, коммуникации или потребления. На решение покупателя изменить свой выбор оказывает влияние риск, который может нести потребитель в результате приобретения и потребления выбранного товара. Купив тот или иной товар, потребитель в результате может быть удовлетворен или разочарован сделанной покупкой. Исследование потребителя применяются почти во всех сферах бизнеса. Производителей товаров широкого потребления может интересовать, довольны ли потребители качеством продукта, упаковкой. Сегментация Углубленное деление рынка на сегменты позволяет компании выделить круг заинтересованных лиц и целенаправленно с ними работать. Как правило, такой подход включает в себя: первичная сегментация (учитываются технологическая база и размер компании);создание баз данных по выделенным сегментам, в которых потребители ранжируются по статусу, темпам потребления, поведенческим различиям;анализ баз сегментации, отбор наиболее привлекательных, классификация и определение сегментов;выделение и ранжирование лучших сегментов, разработка плана маркетинговой кампании. Преимущества сегментации:1. легче планировать работу2. сокращаются расходы на программы по продвижению товаров или услуг на рынках3. создается более ясное и полное представление о нуждах потребителя4. возможность повысить эффективность рыночных проектов5. концентрация ресурсов на прибыльных направлениях работы6. осуществляется вскрытие потенциальных неблагоприятных возможностей на основе тщательного изучения потребителя Сегментация рынка является сегодня необходимым направлением в системе маркетинговых исследований.