Теория ERG (existence – «существование», related-ness – «взаимоотношения», growth – «рост»), автор К. Алдерфер. Теория основана на иерархии потребностей по А. Маслоу. Автор считал основными потребности, связанные с существованием, отношениями с другими людьми и ростом. К потребностям, связанным с существованием, он относил те, которые непосредственно связаны с выживанием индивида: в еде, питье, жилище и безопасности. Потребности в отношениях с другими людьми могут быть удовлетворены рабочими отношениями, самоидентификацией с определенной группой, интеракциями в определенной среде, а вне работы – через семью и друзей. Потребность в росте подразумевает максимально полную реализацию своего профессионального потенциала. Потребности могут удовлетворяться одновременно. Мотиваторно-гигиеническая, или двухфакторная теория мотивации. Автор Ф. Герцберг. Ф. Герцберг выделял потребности двух типов: потребностей-мотиваторов, ответственных за удовлетвореность работой, и гигиенических потребностей, ответственных за неудовлетворенность работой. К потребностям-мотиваторам относятся: 1) природа индивидуальных рабочих заданий; 2) уровень ответственности работника; 3) уровень достижений работника; 4) уровень признания; 5) уровень продвижения, развития его карьеры; 6) уровень профессионального роста. Удовлетворить эти потребности может работа, связанная с творческим подходом и некоторыми трудностями, в преодолении которых проявляется степень профессионализации работника. Гигиенические потребности связаны с: 1) организационной политикой; 2) руководством; 3) межличностными отношениями; 4) физическими условиями на рабочем месте; 5) заработной платой; 6) формами поощрения. Герцберг, как и Маслоу, первичным считает удовлетворение физиологических потребностей, которые в своей теории он обозначает как гигиенические. Герцберг предложил таким образом реорганизовать работу, чтобы работник мог удовлетворить потребности-мотиваторы и предложил руководителям несколько положений, которые могли бы помочь реализовать потенциал работников: 1) снизить контроль со стороны управленческого персонала, что возложит большую ответственность на самого работника и повысит его самооценку; 2) создать условия для того, чтобы работник мог видеть результат своей деятельности; 3) создать непосредственную обратную связь качества работы и эффективности труда в целом.