Психология потребителя – отрасль психологии, изучающая особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология потребителя изучает не только вкусовые пристрастия покупателя, динамику спроса и предложения различных товаров и услуг, но и личность, характерологические особенности покупателя. Опираясь на результаты исследований покупателя, можно разрабатывать эффективную рекламу, прогнозировать группу покупателей новых товаров и услуг, тенденции моды на определенный товар. Методы исследования психологии потребителя: 1) наблюдение; 2) опросы общественного мнения; 3) фокус-группы. Проективные методики позволяют узнать реальное отношение клиента к товарам или услугам: 1) ролевые игры – эта методика предполагает вживание в роль производителя услуг или потребителя, в зависимости от целей исследования, и оценку качества товара, его преимущества и недостатки перед другими товарами; 2) аналогии – проведение параллели между реальным товаром и его возможным аналогом, представление себя самого в виде данного товара; 3) психологические портреты – составление психологического портрета товара, «очеловечивание» его, выявление каких-либо человеческих качеств, которыми наделяют товар потребители; 4) персонификации – представление товара как человека, личности и исходя из этого рассмотрение возможной оптимизации его дизайна, товарных характеристик; 5) некрологи – написать о воздействии товара некролог. Яркий пример – реклама средств от комаров, от тараканов и др. Характер и назначение рекламы: 1) уведомление потребителя – реклама имеет своей целью уведомить определенную группу о новинках, об изменении цен, об изменении местоположения организации и др. ; 2) имидж продукта – продвижение на рынок товаров определенного брэнда, формирование узнавания именно этого брэнда и моды на него; 3) институциональная реклама – направлена на формирование хорошего отношения к компании – производителю, поднятию ее рейтинга, формирования уважения к ней. Основная цель – показать компанию как полезный для общества элемент, который позволяет совершенствовать многие процессы или явления человеческой жизни; 4) информационная реклама – обычно информирует потребителя о качестве товара, компонентах продукции, способах ее употребления и дате изготовления и сроках хранения. д. Шульц, С. Шульц в книге «Психология и труд» говорят о том, что реклама дает некоторые обещания: 1) обещает те или иные блага; 2) неприятности, если покупатель не приобретет рекламируемую продукцию; 3) приобретение любви, друзей, самоуважения и самореализации; 4) превосходство в чем-либо.