Конфликт - явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Социальный конфликт - открытое противоборство, столкновение двух или более участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Конфликт - процесс, в котором обычно выделяют 4 стадии развития: предконфликтная стадия, собственно конфликт (стадия развития конфликта), разрешение конфликта, послеконфликтная стадия. Виды конфликтов: 1. По источникам и причинам возникновения (объективные и субъективные; деловые и личностные). 2. По коммуникативной направленности (горизонтальные, вертикальные, смешанные). 3. По составу конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые). Причины конфликтов:Информация (неполная, искаженная, обнародование нежелательной информации, слухи, разночтения одной и той же информации);Ценности (культурные, религиозные ценности, убеждения, недостаток общей культуры и культуры общения);Эмоциональность отношений (неудовлетворенность сторонами отношениями друг с другом, негативные приемы контактов);Структура отношений (нарушение порядка соподчинения, нечеткое распределение прав и обязанностей, нерациональность структуры управления, несовершенная система учета труда);Поведение (психические характеристики, вызывающие эмоциональный протест у партнера, различия партнеров в тактике поведения, психологическая несовместимость партнеров). Избежать конфликтов невозможно, но возможно выбрать эффективную стратегию их разрешения:1. Стратегия предотвращения конфликта (предполагает воздействие на потенциальный конфликт до его возникновения. В этом случае устраняется реальный предмет конфликта). 2. Стратегия подавления конфликта (осуществляется путем сокращения числа конфликтующих: разработкой правил, упорядочивающих взаимоотношения конфликтующих; препятствуя непосредственному взаимодействию конфликтующих. 3. Стратегия отсрочки (помогает лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения). 4. Стратегия разрешения конфликта (предполагает устранение объективных причин, приведших к конфликту, и улаживание испортившихся отношений между конфликтующими сторонами). Существует определенная модель разрешения конфликтов, включающая следующие аспекты: контролирование эмоций, установление основных правил переговоров, выяснение позиций, выдвижение альтернативных вариантов, определение скрытых нужд и интересов, согласие пор наилучшим взаимовыгодным вариантам.